Адаптированная образовательная программа основного общего образования с легкой умственной отсталость для учащихся 8 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 7 на 2023-2024 у

UPITHflTO
Ilelaroilrse cKrirM Cos erold

YTBEPX(AEHO
rrpnKa3oM IVIFOY :nures ]{b7

lvISOY runres J..|b7
w 23.46.2023r

7

rrporoKon Ns 15

BAoeeHXo

AAAIITAPOBAHHAfl OEPA3OBATEJIbIIAf, IIPOTPAMMA
ocHoBHoro oFuIEro oEPA3oBAHUfl

c,nErxofr y*rcrBnHnofr orcra"uocrbK)
Mfl yrrArurD(cfl I KJTACCA

MyHEqntrAJTbHOIO STOA}I(E THOrO
oE rrIE OEPAS O BA TEJTbHO rO yq PE}I{AEHUTil JrnrlE.fl J'{b 7
trMEHU MAPIITAJTA ABrrAqnI,r A.H. E(DnMOBA
HL 2023 -2024 yqEEHr'rfr rOA

r. Mrumeporo
2423 r.

Общие положения
1.1. Адаптированная

основного

основная

общего образования

общеобразовательная

для

учащихся

с

программа

лёгкой умственной

отсталостью – это образовательная программа, адаптированная для обучения
учащегося с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей
психофизического развития индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Адаптированная
образовательная программа основного общего образования разработана для
учащихся 8 классов на основе Закона об образовании № 273 от 29.12.2012г.,
ФАООП

для

учащихся

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).
1.2. Адаптированная

основного

общего

основная

образования

общеобразовательная

содержание

образования,

программа
ожидаемые

результаты и условия ее реализации.
1.3. Нормативно-правовую базу разработки АООП составляют:



Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.12 г.;


Конвенция о правах ребенка;



Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее по тексту– ФГОС
учащихся с интеллектуальными нарушениями);


Федеральная

программа учащихся

адаптированная
с

умственной

основная

общеобразовательная

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 №71930);


Санитарные

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
1

28.09.2020 № 28 (далее по тексту - СП 2.4.3648-20);


Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21);


Устав МБОУ лицея №7;



Локальные акты МБОУ лицея №7.

1.4. Структура АОП ООО учащегося с лёгкой умственной отсталостью

включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи

и

планируемые результаты реализации АОП ООО учащихся, а также способы
определения достижений целей и результатов.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного
общего образования и включает следующие программы, ориентированные на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
•

программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-

развивающей области;
•

программу коррекционной работы;

•

воспитательный компонент.

Организационный раздел определяет общие рамки организации
образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов
АОП ООО.
Целью

реализации

программы

является

создание

специальных

условий для развития и социальной адаптации учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, учащихся в МБОУ лицее №7. На основании
заключения ПМПК Миллеровского района рекомендовано обучение по
адаптированной

основной

общеобразовательной

программе

с

легкой

умственной отсталостью.
Учебный процесс учащихся по АОП для учащихся с легкой
2

умственной отсталостью организован следующим образом: учащиеся
занимаются на домашнем обучении.
Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

основного общего образования с лёгкой умственной отсталостью
Целевой раздел
Адресность программы: адаптированная образовательная программа
(далее по тексту - АОП) разработана для учащихся 8 классов МБОУ лицея
№7

на

2023-2024

психофизического
образовательные

учебный

развития,

год.

АОП

учитывает

индивидуальные

потребности,

обеспечивает

особенности

возможности,
комплексную

особые

коррекцию

нарушений развития и социальную адаптацию.
Целью

реализации

АОП

для

учащихся

с

лёгкой

умственной

отсталостью является формирование общей культуры, обеспечивающей
разностороннее

развитие

личности

(нравственное,

социальное,

интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и
обществе нравственными и социокультурными ценностями.
Программа составлена на основании коллегиального заключения
ПМПК Миллеровского района.
Общая характеристика АОП
АОП учащихся с легкой умственной отсталостью (далее по тексту ЛУО) – это программа, которая учитывает особенности их психофизического
развития,

индивидуальные

возможности,

особые

образовательные

потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Эта программа самостоятельно разрабатывается и утверждается МБОУ
лицеем №7, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом для умственно
отсталых учащихся, с учетом примерной основной образовательной
программы для умственно отсталых учащихся.

3

Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЛОУ
У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций
чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность
высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического
мышления и высших, прежде всего гностических, функций. При сниженном
интеллекте

особенности

развития

личности

характеризуются

низким

познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях
менее выражено чувство неполноценности, но отмечается безразличие,
слабость волевых усилий и мотивации. На первый план выступает
недостаточность

форм

познавательной

деятельности

—

абстрактно-

логического мышления и других функций. При сниженном интеллекте
особенности развития личности характеризуются низким познавательным
интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражено
чувство неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых
усилий

и

мотивации.

Для

организации

психолого-педагогического

сопровождения ребёнка с ЛОУ в образовательном процессе, задачами
которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем
его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая
оценка её результативности, МБОУ лицей №7 опирается на типологию,
которая носит педагогически ориентированный характер.
Интеллектуальное развитие у ребёнка сочетается с отсутствием
уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью. Личностная
незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в
бытовых и практических вопросах жизни.
Особые образовательные потребности с ЛУО.
Особые образовательные потребности у детей задаются спецификой
нарушения психического развития, и определяют особую логику построения
учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании
образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру
потребности, свойственные учащимся с ЛУО:
4



обязательность

непрерывности

коррекционно-развивающего

процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так
и в процессе индивидуальной работы;

не

требуется в введение содержания обучения специальных разделов,

присутствующих

в

Программе,

адресованной

традиционно

развивающимся сверстникам; необходимо использование специальных
методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных
компьютерных

технологий),

обеспечивающих

реализацию

«обходных

путей» обучения;


индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для

нормально развивающегося ребёнка;


наглядно-действенный

характер

содержания

образования

и

упрощение системы учебно- познавательных задач, решаемых в процессе
образования;


специальное обучение «переносу» сформированных знаний и

умений в ситуациях взаимодействия с действительностью;


коррекция произносительной стороны речи: освоение умения

использовать речь по своему спектру коммуникативных ситуаций (задавать
вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства
и т.д.);


обеспечение особой пространственной и временной организации

образовательной среды;


максимальное расширение образовательного пространства спектру

коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать
свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.);
Для учащихся выделяются особые образовательные потребности: учет
особенностей и возможностей реализуется через образовательные условия
(специальные

методы

пространственных
сопоставления,

и

формирования

временных

противопоставления

графо-моторных

представлений,
при

освоении

навыков,

приемы

сравнения,

нового

материала,
5

специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий).
Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию,
психологическую и логопедическую помощь. Практическая направленность
обучения, т.е. направленность на социализацию и воспитание автономности.
К специальным образовательным условиям для данных учащихся
относятся:


особые

методы

и

формы

психолого-медико-педагогической

помощи: для повышения продуктивности деятельности индивидуально и
дифференцировано
современные

использовать

педагогические

работоспособности

коррекционные,
технологии;

использовать

с

упражнения

традиционные
целью

и

и

повышения

задания

с

учётом

здоровьесберегающих технологий;


регламентация

деятельности

с

учётом

медицинских

рекомендаций. Индивидуализация образовательного процесса с учётом
структуры нарушения и вариативности проявлений.
Проведено диагностическое обследование педагогом-психологом:
Особенности внимания: концентрация внимания и продуктивность
внимания низкая
Особенности памяти: зрительная и слуховая память низкая.
Особенности

мышления:

сформированность

мыслительных

операций имеет средний уровень.
Особенности

развития учебных

действий: средний уровень

развития учебных действий: личностные — средний уровень, предметные
— средний уровень.
Заключение

школьного

психолога:

выявлены

недостатки

в

развитии познавательной сферы.
Проведено диагностическое обследование учителем –логопедом:
Фонематическое восприятие: затрудняется в воспроизведении некоторых
слов. Звукопроизношение:

испытывает

затруднения

в

произношении

некоторых слов. Состояние словаря: активный словарь ниже возрастной
6

нормы.
Письмо: допускает орфографические ошибки.
Заключение учителя – логопеда: развивать различные виды устной
речи, развивать словарный запас.
Выводы:
Программный материал усваивает на среднем уровне.
При воспроизведении материала нуждается в наводящих вопросах, не
всегда улавливает главную мысль содержания.
Умеет устанавливать причинно-следственные связи; при выполнении
задания часто нуждается в постоянной опоре на образец, помощь учителя;
последовательность
устанавливает

действий

при

самостоятельно,

Взаимоотношения

с

выполнении
иногда

окружающими

с

задания

не

помощью

сверстниками

и

всегда
учителя.

старшими

доброжелательные.
Недостаточный

уровень

лексического

запаса.

Предложения,

употребляемые ребенком нераспространенные, неполные.
Был

обследован

на

школьном

ППК.

Согласно

обследованию,

специалисты составили следующие рекомендации для учащихся:


занятия с педагогом-психологом по развитию познавательной

активности;


занятия с учителем-логопедом по развитию речи и обогащению

словарного запаса.
Планируемые результаты освоения АОП ООО с ЛУО
Планируемые результаты освоения АОП ООО (далее - планируемые
результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации
требований

к

результатам

обучающихся,

освоивших

основную

образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых
личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее
уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех
составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и
7

оценке.
В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание
планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы
действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать
учебные и учебно - практические задачи, в том числе задачи, направленные
на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности
максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Структура планируемых результатов учитывает необходимость:
-

определение динамики развития учащихся на основе выделения

достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы - зоны ближайшего
развития ребёнка;
-

определение

возможностей

овладения

учащимися

учебными

действиями на уровне соответствующем зоне ближайшего развития, в
отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний,
а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного
предмета;
-

выделение основных направлений оценочной деятельности —

оценки результатов деятельности систем образования различного уровня,
педагогов, учащихся.
Освоение
обеспечивает
предметных.

адаптированной
достижение

двух

Метапредметные

образовательной
видов

программы

результатов:

результаты

ООО

личностных

освоения

АОП

и
не

предусматриваются.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения

основной

цели

современного

образования

―

введения

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают
8

индивидуально

-

личностные

качества

и

социальные

(жизненные)

компетенции учащихся, социально значимые ценностные установки.
Предметные результаты освоения АООП образования включают
освоенные

учащимися знания и умения, специфичные для каждой

предметной области, готовность их применения. Предметные результаты
учащихся с ЛОУ не являются основным критерием при принятии решения о
переводе учащихся следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
АОП

ООО

определяет

два

уровня

овладения

предметными

результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения
предметных результатов не является обязательным для всех учащихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех учащихся
ЛУО. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не
является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня
овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации
психолого-медико-педагогической

комиссии

и

с

согласия

родителей

(законных представителей) образовательная организация может перевести
учащихся на обучение по индивидуальному плану.
Система оценки достижения учащихся с ЛУО планируемых
результатов освоения адаптированной образовательной программы основного
общего образования
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей учащихся с ЛОУ предметные результаты должны отражать:
Предметные результаты по отдельным учебным предметам:
Русский язык (8 класс)
Минимальный уровень:
•

списывать текст целыми словами и словосочетаниями;

•

писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60

слов);
9

•

делить текст на предложения;

•

выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;

•

самостоятельно

воспроизводить

текст,

воспринятый

частями

(свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60
слов);
•

подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу

(простые случаи самостоятельно);
•

доказывать принадлежность слов к определенным частям речи,

ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
•

находить решение орфографических задач с помощью учителя или

самостоятельно;
•

пользоваться школьным орфографическим словарем.

Достаточный уровень
•

списывать текст целыми словами;

•

писать под диктовку текст с предварительно разобранными

трудными орфограммами;
•

участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

•

исправлять текст с помощью учителя;

•

подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

•

различать части речи по вопросам с помощью учителя;

•

пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью

учителя.
Чтение (8 класс)
Минимальный уровень:
•

читать вслух доступные тексты осознанно, правильно,

выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в
трудных случаях — целым словом;
•

читать

про

себя,

выполняя

различные

задания

к

проанализированному тексту;
•

делить текст на части под руководством учителя;
10

•

пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя

опорные слова;
•

определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к

•

выделять незнакомые слова в тексте (с помощью учителя);

•

выучить наизусть 8—10 стихотворений;

•

читать внеклассную литературу под контролем учителя.

ним;

Достаточный уровень:
•

читать вслух правильно, целым словом, трудные слова — по

слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в
зависимости от знаков препинания;
•

читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя

несложные задания учителя;
•

отвечать на вопросы учителя;

•

пересказывать несложные по содержанию фрагменты текста;

•

оценивать поступки героев (с помощью учителя);

•

заучивать стихотворения наизусть (объем текста с

учетом

индивидуальных особенностей учащихся);
•

участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные

задания по прочитанным текстам.
Математика (8 класс)
Минимальный уровень:
•

читать,

записывать,

вести

счет,

сравнивать,

округлять

до

указанного разряда числа в пределах 1 000 000;
•

выделять классы и разряды в числах в пределах 1 000 000;

•

устно выполнять сложение и вычитание разрядных единиц в

пределах 1 000 000;
•

устно выполнять умножение и деление разрядных единиц на

однозначное число в пределах 1 000 000;
•

письменно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000
11

000 без перехода и с переходом через 3—4 десятичных разряда;
•

письменно выполнять умножение чисел в пределах 1 000 000 на

однозначное число, деление четырехзначного числа на однозначное;
•

устно и письменно выполнять сложение и вычитание чисел,

полученных при измерении 1—2 единицами стоимости, длины, массы;
•

осуществлять

проверку

выполнения

всех

арифметических

действий (в том числе с помощью микрокалькулятора);
•

получать, читать, записывать, сравнивать смешанные числа;

•

находить одну, несколько частей числа (двумя действиями)

Достаточный уровень:
•

читать, записывать десятичные дроби;

•

решать простые арифметические задачи на нахождение одной и

нескольких частей числа; на зависимость между временем, скоростью и
расстоянием;
•

решать задачи в 2—3 действия, составленные из ранее решаемых

простых задач;
•

определять с помощью уровня, отвеса положение объектов в

пространстве;
•

чертить параллельные прямые на заданном расстоянии друг от

друга;
•

практически пользоваться масштабом 2:1, 10:1, 100:1;

•

строить и измерять углы с помощью транспортира;

•

чертить высоты в треугольниках;

•

вычислять периметр многоугольника.

История Отечества (8 класс)
Минимальный уровень:
•

удовлетворительное осмысление и реализация основных понятий и

представлений

из

всех

разделов

программы,

их

использование

в

самостоятельной речи, в пересказах, ответах на вопросы;
•

умение участвовать в диалогах и беседах по основным темам
12

программы;
•

умение

высказывать

собственные

суждения

и

личностное

отношение к изученным темам;
•

сформированность основных компонентов учебной деятельности:

•

понимание

содержания

учебных

заданий,

их

выполнение

самостоятельно и с помощью учителя;
•

овладение элементами самоконтроля при выполнении заданий;

•

овладение элементами оценки и самооценки;

•

интерес к изучению истории.

Достаточный уровень:
•

усвоение наиболее доступных понятий на уровне их понимания и

узнавания;
•

использование части понятий в активной речи;

•

умение последовательно отвечать на вопросы по основным темам,

выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);
•

сформированность основных компонентов учебной деятельности:

•

умение

слушать

учителя,

самостоятельное

выполнение

предложенных видов заданий;
•

использование помощи учителя при выполнении учебных задач,

умение самостоятельно исправить ошибки;
•

усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью

памяток, инструкций, опорных схем);
•

адекватная реакция на оценку учебных действий.

География (8 класс)
Минимальный уровень:
•

основные свойства воды, воздуха и почвы;

•

основные формы поверхности Земли;

•

простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы)

и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
•

основные санитарно-гигиенические требования;
13

•

название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;

•

названия важнейших географических объектов;

•

правила поведения в природе.

Достаточный уровень:
•

демонстрировать простейшие опыты;

•

проводить

наблюдения

за

природой,

заполнять

дневники

наблюдений;
•

называть

разнообразных

представителей

животного

и

растительного мира;
•

ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;

•

соблюдать правила элементарной гигиены;

•

оказывать простейшую медицинскую помощь.

•

основные формы земной поверхности;

•

виды водоемов, их различия;

•

меры по охране воды от загрязнения;

•

правила поведения в природе;

•

отличие плана от рисунка и географической карты;

•

масштаб, его обозначение;

•

основные направления на плане, географической карте;

•

условные цвета и знаки географической карты;

•

распределение суши и воды на Земле;

•

материки и океаны, их расположение на глобусе и карте

полушарий;
•

Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на

Земле;
•

кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

•

значение запусков в космос искусственных спутников Земли и

полетов людей в космос, имена первых космонавтов;
•

различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

•

расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
14

•

основные типы климатов;

•

географическое положение нашей страны на физической карте

России и карте полушарий.
•

определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу,

компасу и местным признакам природы;
•

выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

•

делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты

изучаемых форм земной поверхности;
•

читать простейшие планы местности (для начальных классов

массовой школы);
•

ориентироваться на географической карте, глобусе;

•

читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);

•

составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и

картины;
•

показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать

их на контурной карте.
Адаптивная физическая культура (8 класс)
Минимальный уровень:
•

представления о физической культуре как средстве укрепления

здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
•

выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством

учителя;
•

знание

основных

правил

поведения

на

уроках

физической

культуры и осознанное их применение;
•

выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при

выполнении строевых команд;
•

представления

о

двигательных

действиях;

знание

основных

строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
•

ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;

•

взаимодействие со сверстниками в организации и проведении
15

подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и
эстафетах под руководством учителя;
•

знание

правил

бережного

обращения

с

инвентарём

и

оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе
участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
•

лыжной

практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики,
подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов

физической культуры;
•

самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;

•

владение

комплексами

упражнений

для

формирования

правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных
занятиях в режиме дня (физкультминутки);
•

выполнение основных двигательных действий в соответствии с

заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
•

подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при

выполнении общеразвивающих упражнений.;
•

совместное участие со сверстниками в подвижных играх и

эстафетах;
•

оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе

участия в подвижных играх и соревнованиях;
•

знание спортивных традиций своего народа и других народов;

•

знание

способов

использования

различного

спортивного

инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в
практической деятельности;
•

знание правил и техники выполнения двигательных действий,

применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под
руководством учителя;
•

соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в

физкультурно- спортивных мероприятиях.
16

Профильный труд (8 класс)
Минимальный уровень:
•

знание

правил

организации

рабочего

места

и

умение

самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой
работы,

(рационально

располагать

инструменты,

материалы

и

приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
•

знание видов трудовых работ;

•

знание названий и некоторых свойств поделочных материалов,

используемых на уроках труда; знание и соблюдение правил их хранения,
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
•

знание названий инструментов, необходимых на уроках труда, их

устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
•

знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из

заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках труда;
•

анализ

объекта,

подлежащего

изготовлению,

выделение

и

называние его признаков и свойств; определение способов соединения
деталей;
•

пользование доступными технологическими (инструкционными)

картами;
•

составление стандартного плана работы по пунктам;

•

владение

некоторыми

технологическими

приемами

ручной

обработки материалов;
•

использование

в

работе

доступных

материалов

(глиной

и

пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и
тканью;

проволокой

и

металлом;

древесиной;

конструировать

из

металлоконструктора).
Достаточный уровень:
•

знание правил рациональной организации труда, включающих
17

упорядоченность действий и самодисциплину;
•

знание об исторической, культурной и эстетической ценности

вещей;
•

знание видов художественных ремесел;

•

нахождение необходимой информации в материалах учебника,

рабочей тетради;
•

знание и использование правил безопасной работы с режущими и

колющими

инструментами,

соблюдение

санитарно-гигиенических

требований при выполнении трудовых работ;
•

осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-

художественным и конструктивным свойствам;
•

отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной

обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
экономное расходование материалов;
•

использование в работе с разнообразной наглядности: составление

плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и
графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем,
чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в
процессе изготовления изделия;
•

осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических

действий и корректировка хода практической работы;
•

оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на

образец);
•

установление причинно-следственных связей между выполняемыми

действиями и их результатами;
•

выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской

после уроков трудового обучения.
Результаты освоения коррекционно-развивающей области АОП
ООО
Планируемые

результаты

программы

коррекционной

работы
18

уточняются и конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей учащихся с ЛУО. Требования к результатам реализации
программы коррекционной работы определяется ПМПК Миллеровского
района в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.
Рабочие программы по учебным предметам АОП
Особым условием реализации АОП является наличие адаптированных
рабочих программ по учебным предметам. Обучение осуществляется по
адаптированным

рабочим

адаптированных рабочих

программам,
программ.

разработанным

Это

обусловлено

на

основе

особенностями

усвоения учебного материала учащихся, испытывающего трудности в
обучении. Рабочие программы по учебным предметам включают:
-

пояснительную записку;

-

планируемые результаты освоения учебного предмета (курса);

-

содержание учебного предмета (курса);

-

тематическое

планирование

с

указанием

количества

часов,

отводимых на освоение каждой темы.
Коррекционный

компонент

адаптированной

образовательной

программы.
Цель программы коррекционной работы заключается в определении
комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной
помощи учащихся с ОВЗ с ЛУО для успешного освоения основной
образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и
пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов
социально-психологической адаптации личности ребенка.
Деятельность специалистов и педагогов МБОУ лицея №7 организуется
с учащимися с ЛУО по следующим направлениям:
-

диагностическое направление;

-

коррекционно-развивающее направление;

-

консультационное направление;

-

информационно-просветительское направление.
19

Содержание индивидуально ориентированных коррекционных
направлений

работы МБОУ лицея №7, способствующих освоению

учащихся с ЛУО адаптированной образовательной программы:
Направления
коррекционной
работы

Учительпредметник

Учительлогопед

Педагогпсихолог

Социальный
педагог

1.Диагностическ
ая работа

Первичный срез
знаний по
предметам,
анкетирование
родителей,
беседы с
учителями и
специалистами

Диагностика
(заполнение
протокола
обследования)

Психологическ
ая диагностика
(заполнение
протокола
обследования)

Социальнопедагогическая
диагностика
(анкетировани е,
тестирование,
наблюдение во
время уроков).

2.Коррекционноразвивающая
работа

Осуществлени
е мониторинга
предметных
достижений
обучающейся с
ЗПР,
разработка
индивидуально
й
воспитательно
й программы,
плана работы с
родителями.
Индивидуальн
ые

Разработка
коррекционной
программы,
составление
расписания
индивидуальн
ых
занятий,
проведение
коррекционны
х
занятий,
отслеживание
динамики
развития
учащихся .
Индивидуальн
ые

Составление
расписания
индивидуальн
ых занятий,
проведение
социальнопедагогически
х
занятий,
отслеживание
динамики
развития
учащихся .

3.Консультативная работа

Разработка
коррекционно
й программы,
составление
расписания
индивидуальн
ых
занятий,
проведение
коррекционны
х занятий,
отслеживание
динамики
развития
учащихся .
Индивидуальн
ые
консультации
для родителей
по вопросам
развития
ребенка.

консультации
для родителей
по вопросам
развития
ребенка.

консультации
для
учащихся
и родителей.

Разъяснение
родителям
особенностей.

Разъяснение
родителям
психологическ
их
особенностей
ребенка,
методы
и
приемы
коррекции
в
домашних
условиях.

Разъяснение
родителям
социальных
особенностей
ребенка.

консультации
для
учащихся
И его
Родителей по
вопросам
обучения и
воспитания.
Разъяснение
4.Информацион
нородителям
просветительска адаптивности
я работа
учебного
материала
по
предмету,
возрастных
особенностей
ребёнка.

Индивидуальн
ые

20

Коррекционная

работа

осуществляется

в

ходе

всего

учебно-

образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на
специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется
коррекция дефектов психофизического развития учащихся и оказывается
помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АОП
в целом.
Работа по коррекции учебной деятельности у учащихся ЛУО
проводится учителями-предметниками на всех учебных предметах и
направлена на развитие и совершенствование умения:
-

работать в определенном темпе;

-

осознавать цель инструкции;

-

удерживать в памяти инструкцию;

-

отвечать на вопрос и выполнять задание в соответствии с

инструкцией;
-

выполнять инструкцию с первого предъявления и осуществлять

самоконтроль;
-

рационально организовывать свое время на занятии;

-

проверять работу и организовывать свой труд на занятии;

-

выражать

мысли

грамматически

правильно

оформленным

предложением;
-

формулировать задания для коллективной работы в определенное

время;
-

своевременно обращаться за помощью;

-

работать по индивидуальным карточкам;

-

работать самостоятельно, если задание доступно для выполнения;

-

анализировать работу друг друга;

-

делать вывод в конце задания;

-

соблюдать речевой этикет.

Педагог – психолог и учитель - логопед проводят коррекцию
отдельных сторон деятельности учащихся с ЛУО на индивидуальных
21

коррекционно - развивающих занятиях:
-

развитие зрительного восприятия и узнавания;

-

развитие зрительной памяти и внимания;

-

формирование

обобщенных

представлений

о

свойствах

предметов (цвет, форма, величина);
-

развитие пространственных представлений ориентации;

-

развитие представлений о времени;

-

развитие слухового внимания и памяти;

-

совершенствование движений и сенсомоторного развития:

-

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-

развитие навыков каллиграфии;

-

развитие основных мыслительных операций:

-

навыков соотносительного анализа;

-

навыков группировки и классификации (на базе овладения

основными родовыми понятиями);
-

умения

работать

по

словесной

и

письменной

инструкции,

алгоритму;
-

умения планировать деятельность;

-

развитие комбинаторных способностей;

-

развитие наглядно-образного мышления;

-

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и

устанавливать

логические связи

между

предметами,

явлениями

и

событиями);
-

коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по
ролям и т. д.);
-

расширение представлений об окружающем мире и обогащение

словаря.
Направления работы социального педагога:
1.

Оказание помощи родителям учащихся в адаптации в школьном
22

сообществе, в микросоциальной среде школы.
2.

Индивидуальная работа с семьёй учащихся.

Воспитательный

компонент

адаптированной

образовательной

программы
Работа, направленная на развитие личности ученика, становится
действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и
воспитания вовлечены родители учащихся.
Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые
условия,

численность

и

структура

семьи,

характер

отношений,

психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей,
уровень педагогической культуры и другое.
Цель работы школы с родителями учащихся с ЛУО:
формирование эффективной системы взаимодействия родителей с
учителями с целью создания в школе специальных благоприятных условий
для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить
жизнь, достойную здорового человека, умеющего быть счастливым, для
успешной его социализации в обществе.
Основные задачи работы МБОУ лицея №7 с семьей учащихся с
ЛУО:
1.

Вовлекать родителей во все сферы деятельности МБОУ лицея №7.

2.

Формировать здоровый образ жизни, как основополагающий

системы воспитания ребенка с ЗПР.
3.

Создать условия для профилактики асоциального поведения детей и

подростков с ОВЗ.
4.

Совершенствовать формы взаимодействия школа – семья детей с

5.

Сопровождать семью

ОВЗ.
(изучение, консультирование, оказание

помощи в вопросах воспитания, оздоровления, просвещения и др.).
Воспитательная функция семьи учащейся с ЛУО:
1) Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к
23

людям, к делу, к себе).
2) Развитие способностей, приобретение знаний.
3) Формирование эмоционально-волевой сферы.
4) Социализация в обществе.
5) Формирование ЗОЖ.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют
классные руководители, педагоги. Именно от их работы зависит то,
насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к
воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Содержание

работы

классного

руководителя,

педагога

с

родителями:


Психолого

-

педагогическое

просвещение

родителей

(индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания и
другие);


вовлечение

родителей

в

учебно-воспитательный

процесс

(родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении
материально-технической базы);


участие родителей в управлении МБОУ лицея №7 (Совет Лицея,

родительские комитеты).
Формы

и

методы

работы

с

родителями

(законными

представителями)
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на
повышение

педагогической

культуры

родителей,

на

укрепление

взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Индивидуальные формы взаимодействия:
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы
классного руководителя, педагога с родителями. При посещении семьи
происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с
родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к
24

родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает
советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Приглашение. Родители приглашаются в том случае, когда:
-

надо

поделиться

радостной

новостью,

например,

ребенок

овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался;
-

нужно стараться не приглашать родителей в школу для того,

чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость;
-

подобные

приглашения

вызывают

у

родителей

негативное

отношение к школе.
Индивидуальные консультации проводятся для того, чтобы:
-

преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем

ребенке;
-

они способствуют созданию хорошего контакта между родителями

и учителем;
-

консультации проводятся по мере необходимости, часто по

инициативе родителей;
-

в процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке

выясняются

необходимые для

профессиональной

работы

сведения

(особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие
реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.). Примерная
тематика консультаций для родителей:
1.

Как помочь ребёнку в учёбе?

2.

Нужно ли наказывать ребёнка?

3.

Как бороться с тревожностью ребёнка? И т.д.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных
представителей) учащихся с ЛУО
Задачи:
1.

Развивать

психолого

-

педагогическую

компетентность

(психологической культуры) родителей.
2.

Помогать в решении проблем социализации: учебные трудности,
25

проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута.
Основные направления психологического сопровождения
-

консультирование

родителей

по

созданию

условий,

обеспечивающих успешную адаптацию ребёнка в школе, посвященное
психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно
может

проводиться

как

в

традиционной

форме

–

групповые

и

индивидуальные консультации, лекции, семинары, - так и в достаточно
новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов
по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в
которых принимают участие как родители (законные представители), так и
дети;
-

профилактическая работа с родителями с целью обеспечения

родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного,
развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми;
-

проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации

родителям

для

успешного

воспитания

детей

учитывая

возрастные

особенности.
Содержательный раздел
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у умственно
отсталого учащихся с ЛУО должна обеспечивать:
-

связь

базовых

учебных

действий

с

содержанием

учебных

предметов;
-

решение задач формирования личностных базовых учебных

действий.
Овладение базовыми учебными действиями у учащихся с ЛУО могут
оцениваться по завершении полного курса обучения.
Воспитательный компонент
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности (адаптивно-спортивное, духовно-нравственное, социальное, обще26

интеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки,
олимпиады, соревнования, проекты и т.д.
Задачи

Формы деятельности

Спортивно-оздоровительное

- создавать условия для становления,
развития
и
совершенствования
интеллектуальных
возможностей
учащихся средствами воспитательной
работы;
- создавать учащимся возможность
проявлять
свои
интеллектуальные
достижения в школе и за ее пределами;
- изучить и влиять на кругозор
учащихся, его познавательный интерес,
увлечения.
- создание условий для сохранения и
укрепления здоровья;
- воспитание потребности о здоровье,
как жизненно
важной ценности,
сознательного стремления к ведению
здорового образа жизни, воспитание
позитивного отношения учащихся к
урокам
физической
культуры
и
занятиям спорта;
формирование
чувства
ответственности к своему здоровью и
здоровью окружающих людей

Общекультурное

Направления

№пп

- воспитание основ эстетической
культуры, способность различить и
видеть прекрасное;
развитие
художественных
способностей;
- воспитание чувства любви к
прекрасному.

Общеинтеллектуальное

1

2

3

- Выбор и посещение кружка;
- Участие
в
предметных
неделях;
Участие
в
школьных
мероприятиях, направленных на
интеллектуальнопознавательную деятельность.

- участие в соревнованиях,
спортивных праздниках, в т.ч. и
с привлечением к участию
родителей;
- организация и обеспечение
учащихся
с ОВЗ бесплатным
питанием;
- посещение уроков ПДД,
профилактических занятий
«Полезные
привычки»,
«Здоровое питание»;
тематические
беседы,
классные часы.
участие
в
конкурсах
рисунков,
выставках
художественного
труда,
поделок из овощей, и др.
- участие в праздниках класса,
школы;
выполнение
посильных
ролей в сценках мероприятий.

27

Духовно-нравственное

4

Работа с родителями

5

воспитание
волевых
качеств
учащихся , способности к критическому
осмыслению своих сильных и слабых
сторон;
- развитие доброжелательности и
эмоциональной
отзывчивости,
понимания
других
людей
и
сопереживания им;
- формирование
у
учащихся
уважительного отношения к родителям,
осознанного заботливого отношения к
старшим и младшим;
формирование
основ
морали,
нравственного самосознания личности,
способности к духовному развитию,
реализации творческого потенциала.
- ознакомление с материальными
условиями
жизни
семьи,
психологическим климатом в семье,
особенностями поведения ребенка в
семье;
организация
психологопедагогического
просвещения
родителей через систему родительских
собраний,
тематических
и
индивидуальных
консультаций
и
собеседований;
совместное проведение досуга.

- участие в месячнике военнопатриотического
воспитания,
концертах и праздниках (День
матери, День Победы и др.);
- привлечение к участию в
благотворительных
акциях
помощи
пожилым
людям,
инвалидам;
-беседы
о
правилах
поведения, мерах безопасного
поведения
в
различных
ситуациях,

- посещение на дому;
- беседы – индивидуальные,
профилактические, по запросу
учителя или родителей;
- привлечение родителей к
участию в мероприятияхшколы,
внеклассныхмероприятиях;
- организация
консультаций
педагогом-психологом,
учителем-логопедом
по
необходимости.

Цель воспитательной работы:
воспитание

социально-активной,

максимально

адаптированной

личности, проявляющей себя в Я-концепции, обучение самостоятельному
поведению в разнообразных жизненных ситуациях, повышение уровня ее
потребностей и интересов через создание оптимально комфортных условий
самовыражения
развивающей

учащихся
работы

педагогов

путем

согласованной

школы

представлен

коррекционноследующими

направлениями: Приоритетные направления воспитательной работы с
учащимся с ОВЗ.

28

Организационный раздел
Учебный план
Пояснительная записка
к учебному плану основного общего образования МБОУ лицея №7
учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
для 8 класса
на 2023-2024 учебный год
Учебный план основного общего образования является основным
организационным механизмом реализации АООП ООО учащихся с ЛУО,
вариант 1.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение
по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке

содержания

образования,

требований

к

его

усвоению

и

организации образовательной деятельности, а также выступает в качестве
одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план основного общего образования МБОУ лицея №7,
реализующей АООП ООО с ЛУО, составлен в соответствии со следующими
документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 371-ФЗ от
24.09.2022г.);
- Федеральным

образования

государственным

учащихся с

образовательным

стандартом

умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС учащихся с
29

интеллектуальными нарушениями);
- Федеральной

программой

адаптированной

учащихся с

умственной

основной

общеобразовательной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 №71930);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от

21.09.2022 №858 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность

и

установления

предельного

срока

использования исключенных учебников»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных
образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных

программ

начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих
выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации

имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных

программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
- Санитарными

правилами

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- Санитарными

правилами

и

нормами

СанПиН

1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных
30

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
- Уставом МБОУ лицея №7.

Учебный

план

является

частью

адаптированной

основной

общеобразовательной программы образования учащихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в 5-9 классах
(8 класс в 2023-2024 учебном году).
Учебный план на 2023-2024 учебный год обеспечивает выполнение
санитарно- эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических
нормативов и требований СанПиН 1.23685-21 и предусматривает 5-летний
нормативный срок освоения АООП. Учебный процесс в 8 классе организован
в условиях пятидневной учебной недели в соответствии с Санитарноэпидемиологическими нормами СанПиН, регламентирован календарным
учебным графиком на 2023-2024 учебный год. Продолжительность урока не
превышает 40 минут. Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и
укрепления здоровья учащихся. Обучение проходит в одну смену. Год делится
на четверти. Продолжительность учебного года составляет в 8 классе - 34
недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Начало занятий в 8 ч.
00 мин. Обучение проходит в 1-ую смену. Режим функционирования
устанавливается в соответствии с постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья и Уставом МБОУ лицея №7.
Количество часов, отведенных на освоение учащимися учебного плана
МБОУ лицея №7, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает
величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН: 30
часов.

6

часов

отводится

на

коррекционно-развивающую

область

(коррекционные занятия) и не более 4 часов на внеурочную деятельность.
31

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы

во

всех

имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
№
п/п
1

Обязательные предметные
области учебного плана
Язык и речевая практика

2

Математика

Основные задачи реализации содержания
Русский язык Формирование первоначальных
навыков чтения и письма при овладении
грамотой.
Формирование
элементарных
представлений о русском (родном) языке как
средстве общения и источнике получения знаний.
Использование письменной коммуникации для
решения практико-ориентированных задач.
Чтение (Литературное чтение) Осознание
значения чтения для решения социально
значимых задач, развития познавательных
интересов, воспитания чувства прекрасного,
элементарных
этических
представлений,
понятий, чувства долга и правильных жизненных
позиций. Формирование и развитие техники
чтения, осознанного чтения доступных по
содержанию и возрасту литературных текстов.
Формирование коммуникативных навыков при
чтении литературных произведений.
Математика Овладение началами математики
(понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и другими). Овладение
способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих
возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства,
времени, температуры в различных видах
практической
деятельности).
Развитие
способности
использовать
некоторые
математические знания в жизни. Формирование
начальных представлений о компьютерной
грамотности.
Информатика Представление о персональном
компьютере как техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении;
выполнение
элементарных
действий
с
компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения,
нервной
системы,
опорно-двигательного
аппарата
эргономичные
приѐмы
работы;
выполнение
компенсирующих
физических
упражнений
(минизарядка);
пользование
32

3

Естествознание

4

Человек и общество

компьютером для решения доступных учебных
задач с простыми информационными объектами
(текстами, рисунками и др.).
Природоведение Формирование элементарных
знаний о живой и неживой природе и
взаимосвязях, существующих между ними.
Применение полученных знаний в повседневной
жизни. Развитие активности, любознательности и
разумной предприимчивости во взаимодействии
с миром живой и неживой природы.
Биология Формирование элементарных научных
представлений о компонентах живой природы:
строении и жизни растений,
животных,
организма человека и его здоровье. Практическое
применение биологических знаний: усвоение
приемов выращивания и ухода за некоторыми
(например,
комнатными)
растениями
и
домашними животными, ухода за своим
организмом; использование полученных знаний
для решения бытовых, медицинских и
экологических проблем.
География Усвоение элементарных знаний по
физической и экономической географии России.
Формирование элементарных представлений о
географии материков и океанов. Расширение
географических представлений о родном крае.
Основы социальной жизни Развитие навыков
самообслуживания, самостоятельного ведения
домашнего
хозяйства,
ориентировки
в
ближайшем окружении и возможности более
широкой жизненной ориентации, обеспечения
безопасности
жизнедеятельности.
Усвоение
морально-этических норм поведения, навыков
общения с людьми в разных жизненных
ситуациях. Понимание роли семьи и семейных
отношений в жизни человека, общества и
государства, в воспитании и развитии ребенка,
сохранении и укреплении его соматического,
физического
и
психического
здоровья,
формировании правильного уклада семейных
отношений.
Мир истории Формирование первоначальных
временных
исторических
представлений.
Установление простейших взаимосвязей между
историческим
временем
и
изменениями,
происходящими в предметном мире (мире
вещей); жизни отдельного человека и общества.
История
Отечества
Формирование
представлений
о
наиболее
значимых
исторических событиях в жизни нашей страны, о
традициях, трудовых и героических делах
народов, проживающих на территории нашей
33

5

Искусство

6

Технология

Родины, о примерах служения своему Отечеству
в борьбе за свободу и независимость. Этика
Практическое освоение социальных ритуалов и
форм
продуктивного
социального
взаимодействия, в том числе трудового.
Обогащение практики понимания другого
человека (мыслей, чувств, намерений другого),
эмоционального сопереживания, морального
выбора в различных жизненных ситуациях.
Рисование
(изобразительное
искусство)
Формирование
умений
и
навыков
изобразительной деятельности, их применение
для решения практических задач. Развитие
художественного вкуса:
умения отличать
"красивое" от "некрасивого"; понимание красоты
как ценности; воспитание необходимости в
художественном творчестве.
Музыка Формирование и развитие элементарных
умений и навыков, способствующих адекватному
восприятию музыкальных произведений и их
исполнению. Развитие интереса к музыкальному
искусству; формирование
простейших
эстетических ориентиров.
Профильный труд Формирование трудовых
умений, необходимых в разных жизненных
сферах. Формирование умения адекватно
применять доступные технологии и освоенные
трудовые
навыки
для
полноценной
коммуникации,
социального
и
трудового
взаимодействия.
Приобретение
навыков
самостоятельной работы и работы в коллективе,
воспитание
чувства
товарищества,
сотрудничества и взаимопомощи. Реализация
АООП
в
части
трудового
обучения
осуществляется исходя из региональных условий,
ориентированных на необходимость в рабочих
кадрах,
и
с
учетом
индивидуальных
особенностей
психофизического
развития,
здоровья, возможностей, а также интересов
обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
и
их
родителей
(законных
представителей) на основе выбора профиля
труда, включающего в себя подготовку учащихся
к индивидуальной трудовой деятельности.
Совершенствование
трудовых
умений
по
выбранному профилю труда осуществляется в
трудовой практике, определение ее содержания и
организация осуществляется самостоятельно
образовательной
организацией
с
учетом
региональных условий и необходимости в
рабочих кадрах, а также в соответствии с
34

7

Физическая культура

требованиями санитарных нормам
и правил.
Физическая культура (Адаптивная физическая
культура)
Формирование
установки
на
сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни;
соблюдение индивидуального режима питания и
сна. Воспитание интереса к физической культуре
(адаптивной физической культуре) и спорту,
формирование необходимости в систематических
занятиях физической культурой (адаптивной
физической культурой) и доступных видах
спорта. Формирование и совершенствование
основных двигательных качеств: быстроты, силы,
ловкости и других. Формирование умения
следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их
дозировать. Овладение основами доступных
видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной подготовкой и другими) в соответствии с
возрастными и психофизическими особенностями
обучающихся.
Коррекция
недостатков
познавательной
сферы
и психомоторного
развития; развитие и совершенствование волевой
сферы. Воспитание нравственных качеств и
свойств личности.

Обязательный учебный предмет «Адаптивная физическая культура» на
уровне основного общего образования изучается в объеме 2 часов в неделю.
Так как у ребёнка нарушение опорно-двигательного аппарата предметная
область «Физическая культура» представлена «Адаптивной физической
культурой».
Профильный труд представлен столярным делом.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое

обеспечивает

достижение

важнейших

целей

современного

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение

системой социальных отношений и социальное развитие учащихся , а также
его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
35

приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
- формирование

здорового

образа

жизни,

элементарных

правил

поведения в экстремальных ситуациях.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования определяет
образовательная организация.
Учащиеся с ОВЗ нуждается в специальных условиях для получения
образования:
- в предоставлении услуг ассистента (помощника);
- регламентация деятельности с учётом медицинских рекомендаций.

Индивидуализация образовательного процесса с учётом структуры нарушения
и вариативности проявлений.
При организации учебной деятельности предусмотрены занятия с
учителем - логопедом для развития различных видов устной (разговорнодиалогической,

описательно-повествовательной),

формирования

умения

грамотно ставить и задавать вопросы, отвечать на них, формирования умения
составлять

рассказ,

грамматического,

развития

связной

речи,

фонетико-фонематического

строя

развития
речи,

лексико-

расширением

словарного запаса, коррекцией письменной речи.
Работа с педагогом-психологом подразумевает использование в работе
приёмов, активизирующих внимание, память, мышление, развитие общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков
группировки,

классификации,

развитие

активности эмоционального, волевого

конструктивно-коммуникативной
и мотивационного компонентов

личности.
Работа социального педагога направлена на формирование социальных
компетенций в различных жизненных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
36

отношений,

обеспечивает

реализацию

особых

(специфических)

образовательных потребностей, характерных для данного учащихся, а также
индивидуальных потребностей учащихся.
Обязательным

элементом

структуры

учебного

плана

является

"Коррекционно - развивающая область", реализующаяся через содержание
коррекционных занятий.
Коррекционные занятия отводятся на логопедические занятия и на
занятия развития психомоторики и сенсорных процессов.
Занятия коррекционно-развивающей области являются обязательными
для учащихся. Коррекционно - развивающие занятия строятся на основе
предметно-практической деятельности детей, осуществляются учителем через
систему специальных

упражнений

и технологий,

включают

большое

количество игровых и занимательных моментов.
Занятие
Характеристика
Логопедические
Формирование и развитие различных видов устной речи
занятия
(ведёт (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на
учитель-логопед)
основе обогащения знаний об окружающей действительности;
обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие
лексической системности, формирование семантических полей;
развитие и совершенствование грамматического строя речи,
связной речи; коррекция недостатков письменной речи (чтения и
письма).
Развитие
Учащиеся на данном занятии формируют умения наблюдать,
психомоторики и сравнивать, выделять существенные признаки предметов и
сенсорных
явлений и отражать их в речи. Данное занятие развивает и
процессов (ведёт корригирует у детей психические процессы памяти, мышления,
педагог-психолог) речи, воображения, корригирует недостатки познавательной
деятельности детей, обогащает словарный запас на основе
использования соответствующей
терминологии,
исправляет
недостатки моторики, совершенствует зрительно-двигательную
координацию.

Содержание

коррекционно-развивающей

области

учебного

плана

представлено коррекционными занятиями. Выбор коррекционных курсов и их
количественное соотношение самостоятельно определяется организацией,
исходя

из

психофизических

особенностей

учащихся

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основании рекомендаций
ПМПК Миллеровского района.
37

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательной деятельности. Всего на
внеурочную деятельность отводится 4 и 5 часов в неделю. Организация
внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие
все педагогические работники школы (учителя, педагог

- психолог,

социальный педагог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования
и др.).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП определяется расписанием учебных занятий и графиком работы
кружков и секций МБОУ лицея №7. Время, отведённое на внеурочную
деятельность (внеклассную воспитательную работу), не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки учащихся.
Форма организации учебного процесса очная, классно-урочная.
Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с
использованием учебников, включенных в Федеральный перечень.
Промежуточная аттестация–процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения учащимися всего объема учебной дисциплины за учебный
год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая

аттестация

учащихся

осуществляется

в

соответствии с календарным учебным графиком.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету,
по итогам учебного года. Сроки проведения промежуточной аттестации - не
ранее, чем за 5 недель и не позднее, чем за неделю до проведения
педагогических советов по переводу в следующий класс и Педагогических
Советов по допуску девятиклассников к ОГЭ.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2012
г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при реализации
образовательных программ используются различные

образовательные

технологии, в том числе, дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение. При реализации образовательных программ или их
38

частей

с

применением

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий (далее по тексту – ДОТ) МБОУ лицей №7:
- обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень

подготовки педагогических работников организации;
- самостоятельно

определяет порядок оказания учебной помощи

обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций,
оказываемых

дистанционно

с

использованием

информационных

и

телекоммуникационных технологий;
- самостоятельно

проводимых путем

определяет

соотношение

непосредственного

объема

взаимодействия

занятий,

педагогического

работника с обучающимся, в том числе с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий.
При

реализации

применением

образовательных

исключительно

программ

электронного

или

обучения,

их

частей

с

дистанционных

образовательных технологий МБОУ лицей №7 самостоятельно и (или) с
использованием ресурсов иных организаций:
- создаёт условия для функционирования электронной информационно-

образовательной

среды,

обеспечивающей

освоение

обучающимися

образовательной программы или её частей в полном объеме независимо от
места нахождения обучающихся;
- принимает решение о реализации образовательной программы или её

частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайнзанятий, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места
нахождения достижение и оценку результатов обучения путем организации
образовательной

деятельности

в

электронной

информационно-

образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через
информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные
онлайн - платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на
39

образовательных сайтах; видеоконференции; e-mail; облачные сервисы;
электронные

носители

мультимедийных

приложений

к

учебникам;

электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства
РФ об образовательной деятельности.
Индивидуальный недельный учебный план
(5-дневная учебная неделя) для учащегося 8 «А» класса Н-25
Предметная
Учебные предметы
Количество часов
область
По
Очно
В классе
часы для
самостояте
плану
льного
изучения
1.Язык и речевая
1.1.Русский язык
4
2
2
практика
1.2.Чтение
4
1
3
2.Математика
2. Математика
3
2
1
2.1. Информатика
1
1
3. Естествознание 3.1Природоведение
3.2. Биология
2
1
1
3.3. География
2
1
1
4. Человек и
4.1. История
2
1
1
отечества
общество
4.2. Основы
2
1
1
социальной жизни
5. Физическая
Физическая культура
3
1
2
культура
6. Технология
Профильный труд
8
2
6
Итого
31
13
18
Внеурочная деятельность (включая
5
5
коррекционно-развивающую область)
Коррекционно-развивающая область:
4
4
Занятие с педагогом-психологом
2
2
Занятия с учителем-дефектологом
2
2
Другие направления внеурочной
1
1
деятельности
Классное
«Разговор о важном»
1
1*
руководство
Итого к финансированию
13
Итого:
36
1*- классно-урочная форма обучения
Формы промежуточной аттестации: Согласно Положению о системе оценивания знаний и
достижений учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении лицее № 7 имени маршала
авиации А.Н. Ефимова
40

Индивидуальный недельный учебный план
(5-дневная учебная неделя) учащейся 8 «В» класса П-233
Предметная
область

1.Язык и
речевая
практика
2.Математика

Учебные
предметы

1.1.Русский язык
1.2.Чтение

2. Математика
2.1. Информатика
3.
3.1Природоведени
Естествознание е
3.2. Биология
3.3. География
4. Человек и
4.1. История
общество
отечества
4.2. Основы
социальной жизни
5. Физическая
Физическая
культура
культура
6. Технология
Профильный труд
Итого
Внеурочная деятельность
(включая коррекционноразвивающую область)
Коррекционно-развивающая
область:
Занятие с педагогом-психологом
Другие направления внеурочной
деятельности
Классное
«Разговор о
руководство
важном»
Развитие
«Игротека»
личности и
самореализация
обучающихся
Итого к финансированию
Итого:

Количество часов
По
плану

Очно

В
класс
е

4
4

2
1

3
1

2
1

1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

2

1

1

3

1

2

8
31
4

2
13
4

6
18

2

2

2
2

2
2

1

1*

1

1*

часы для
самостоятельн
ого изучения
2
3

13
35

1*- классно-урочная форма обучения
Формы промежуточной аттестации: Согласно Положению о системе оценивания знаний и
достижений учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении лицее № 7 имени маршала авиации
А.Н. Ефимова

41

Требования к условиям реализации программы
Кадровые условия реализации программы.
Педагоги образовательной организации имеют базовое образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, прошли обучение и
владеют современными образовательными технологиями. В педагогическом
коллективе есть все необходимые специалисты: учителя начальных классов,
учителя-предметники, педагог - психолог, учитель - логопед, социальный
педагог, педагог-организатор.
Психолого-педагогическое обеспечение:
-

обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная

направленность учебно - воспитательного процесса; учёт индивидуальных
особенностей ребёнка);
-

соблюдение

комфортного

психо

-

эмоционального

режима;

использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных,

компьютерных

для

оптимизации

образовательного

процесса, повышения его эффективности, доступности;
-

обеспечение дифференцированного обучения с учётом специфики

нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на учащихся,
осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;
-

обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и

охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика

физических, умственных и психологических перегрузок

учащихся, соблюдение санитарно - гигиенических правил и норм);
-

обеспечение участия всех детей в проведении воспитательных,

культурно - развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых
мероприятий.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание
информационной образовательной среды и на этой основе развитие
дистанционной формы обучения детей, с использованием современных
42

информационно-коммуникационных технологий.
Логопедическое сопровождение учащихся осуществляется с 5 по 9
классы и включает в себя коррекцию нарушений устной и письменной речи.
Предусмотрено решение ряда задач:
-

формировать полноценные представления о звуковом составе слова

на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза
звуко-слогового состава слова;
-

активизировать

словарный

запас

путём

уточнения

значений,

имеющихся в запасе у детей слов;
-

формировать навыки правильного письма;

-

развивать и совершенствовать психологические предпосылки к

обучению: устойчивость внимания; наблюдательность, особенно к языковым
явлениям; способность к запоминанию, способность к переключению;
познавательную активность; навыки и приёмы самоконтроля;
-

формировать

планирование

регулирующую

предстоящей

коммуникативную

деятельности;

контроль

за

деятельность:
ходом

своей

деятельности; умение работать в определённом режиме и темпе; умение
применять полученные знания в новых ситуациях;
-

формировать

личностные

качества:

организованность,

воспитанность, взаимоуважение друг к другу.
Методические принципы построения содержания учебного материала,
направленные на обеспечение системного усвоения знаний учащимися с
ограниченными возможностями здоровья, включают:
-

усиление практической направленности изучаемого материала;

-

выделение сущностных признаков изучаемых явлений;

-

опору на жизненный опыт ребенка;

-

опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого

материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
-

соблюдение

в

определении

объема

изучаемого

материала

принципа необходимости и достаточности;
43

-

введение в содержание учебных программ коррекционных разделов,

предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных
ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций,
необходимых для решения учебных задач.
Мониторинг динамики развития учащихся с ЛУО, его успешности в
освоении программы
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении
основной образовательной программы основного общего образования,
корректировку коррекционных мероприятий осуществляет администрация,
классный руководитель, учитель - предметник, школьный психолого-медикопедагогический консилиум.
Цель мониторинга: отслеживание динамики развития учащегося с ЛУО,
эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ и
обеспечение освоения учащимся адаптированной образовательной программы
основного общего образования
Задачи:
1.

Определить уровень результатов учащегося.

2.

Выявить

проблемы

на

основе

мониторинга

исследований

образовательных достижений учащегося.
3.

Составить реестр затруднений учащихся и организации

коррекционно- развивающей работы.
Принципы мониторинга:
-

системность в проведении исследований и наблюдений;

-

доступность и открытость в полученной информации.

Мониторинг развития учащегося с ЛУО осуществляется в рамках
школьной системы оценки образовательных достижений обучающихся,
которая включает в себя стартовый, промежуточный и итоговый мониторинг
образовательных достижений.
Данный мониторинг позволяет определить индивидуальные достижения
учащихся (успехи и трудности).
44

Календарные периоды учебного года
1.

Дата начала учебного года: 1 сентября 2023 года.

2.

Дата окончания учебного года: 24 мая 2024 года.

3.

Продолжительность учебного года: – 8 класс – 34 недели.

Регламентирование образовательного процесса на неделю
Продолжительность рабочей недели:
8 класс (вариант 1 УО) – 5-ти дневная рабочая неделя
Регламентирование образовательного процесса на день
Продолжительность урока – 40 минут
Факультативные занятия, внеурочные занятия и занятия по программам
дополнительного образования проводятся по утвержденному расписанию.
Между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним
обязательным

уроком

по

расписанию

организуется

перерыв

продолжительностью не менее 20 минут.
Организация промежуточной аттестации
Промежуточная

аттестация

проводится

без

прекращения

образовательной деятельности в соответствии с Уставом МБОУ лицея №7,
Положением МБОУ лицея №7 «О формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» и решением
Педагогического Совета и другими локальными актами МБОУ лицея №7.
Промежуточная аттестация подразделяется на:
Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая
проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе
осуществления

образовательной

деятельности

в

соответствии

с

адаптированной образовательной программой (календарно - тематическим
планированием).
Четвертную аттестацию – оценка качества усвоения учащимися
содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного
предмета по итогам учебного периода (четверти) на основании текущей
аттестации.
45

Годовую аттестацию – оценку качества усвоения учащихся всего объёма
содержания

учебного

предмета

за

учебный

год;

Сроки

проведения

промежуточной аттестации определяются образовательной программой.
Планируемые результаты реализации Программы.
Результатом

реализации

Программы

коррекционно-развивающей

работы является достижение каждым обучающимся планируемых результатов
освоения образовательной программы.
Ожидаемые результаты
Обеспечение качественного образования и
успешной
социализации
детей
с
ограниченными возможностями здоровья
усилиями специалистов и педагогов.
Повышение мотивации
требующих
особого
внимания
специалистов
для
предупреждения
возникновения проблем в обучении и
развитии
Социализация, социальная реабилитация,
развитие
информационнокоммуникационной, коммуникативной
культуры
детей,
организация
регулярного
и
постоянного
взаимодействия друг с другом, с
интересными
взрослыми
людьми.
Организация
дополнительного
образования.
Развитие
научно-методического
обеспечения педагогического процесса.
Наработка учебных контентов и новых
форм учебного процесса, организация
полноценного взаимодействия учитель ученик
на
основе
разнообразных
технологий обучения, контроль учебного
процесса
администрацией
школы.
Осуществление диагностики, коррекции и
развития детей с ОВЗ, их познавательной
деятельности, личностно- эмоциональной
сферы.
Устойчивый рост профессиональной
компетентности педагогов по
комплексному применению современных
образовательных и здоровьесберегающих
технологий по сопровождению детей,
требующих особого внимания
специалистов для предупреждения
возникновения проблем в обучении и
развитии.

Измерители, показатели
Мониторинг
учебных
достижений
учащихся, стабилизация или рост их
образовательных
результатов,
познавательной, мотивационной сферы
учащихся, уровня речевого развития,
особенностей
межличностных
взаимоотношений, развитие классных
коллективов.
Мониторинг личностных достижений
учащихся, стабилизация или рост их
эмоционально-волевой, личностной, уровня
информационнокоммуникационной,
коммуникативной
культуры
взаимодействия.

Научно-методические разработки;
Электронная база методических
рекомендаций по психолого-социальнологопедическому
сопровождению
обучающихся.
Индивидуальные
образовательные
программы, планы обучающихся.

Внутришкольные, городские семинары,
вебинары по проблемам детей
с
трудностями в обучении и развитии,
открытые
коррекционно-развивающие
профилактические занятия, мастер-классы,
обобщение опыта работы, методические
портфолио.

46

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».