Программа работы с неспевающими и слабоуспевающими учащимися на 2022-2023 учебный год

СОГЛАСОВАНО
Управляющим Советом
МБОУ лицея №7
от 29.08.2022г. *
протокол №1

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
МБОУ лицея №7
от 30.08.2022г.
протокол № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ лицея №7
№25 4
лицея №7
. Вдовенко

ПРОГРАММА
работы с неуспевающими
и слабоуспевающими учащимися
на 2022-2023 учебный год

г. Миллерово

Структура программы
1

Пояснительная записка

3стр.

2

Этапы реализации программы

5 стр.

3

Структура работы с учащимися, с высокими рисками 5 стр.
неуспешности в обучении

4

Аналитико – прогностическое обоснование программы

5

Работа с родителями (законными представителями) с 9 стр.
учащимисяс высокими рисками учебной неуспешности

6

Основные мероприятия по реализации программы

10 стр.

7

Ожидаемые результаты реализации программы

18 стр.

8

Приложения

21 стр.

1.

Пояснительная записка

9 стр.

Игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных
проблем (школьных трудностей) обязательно приводит к формированию такого
психолого-педагогического явления как школьная неуспешность. Проблема
школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной (учебной,
академической) неуспеваемости. Если школьная неуспеваемость отражает
неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий
уровень (степень, показатель) усвоения знаний, то школьная неуспешность
отражает определенное свойство личности, содержащее немало компонентов,
имеющее свои характеристики.
По причине незнания и непонимания закономерностей развития
психических и физиологических процессов организма детей разных возрастных
периодов они не только не умеют вовремя заметить школьные проблемы, но и не
знают, как помочь их преодолеть.
К
школьным
проблемам
в первую очередь приводит
психофизиологическая
и валеологическая
некомпетентность взрослых,
воздействующих на ребенка как в школе, так и дома. Если школьная
неуспеваемость психически здорового школьника является, как правило,
«браком» в работе образовательного учреждения, то школьная неуспешность – не
только школы, но и семьи.
Школьная успешность включает в себя некий уровень успеваемости, но он
часто оказывается не на первом месте. Окружение учащегося, без сомнения,
оказывает серьезное влияние на его школьную успешность. Среди факторов,
влияющих на появление школьных трудностей, а в результате и школьной
неуспешности, выделяют факторы внешней среды и факторы роста и развития
ребенка. К неуспешности всегда приводит нарушение социальнопсихологической адаптации.
Возможными причинами школьной неуспешности могут быть не только
слабая концентрация внимания; низкий уровень развития таких познавательных
способностей, как восприятие, мышление, память, речь; несформированность
рефлексивных способностей; но и отсутствие учебной мотивации; неадекватность
самооценки;
определенные
черты
характера,
например,
чрезмерная
импульсивность; отрицательные психические состояния; негативные факторы
окружающей среды и многое-многое другое. Естественно, что многие эти явления
тоже имеют свои причины. И эти причины кроются и в семье, и в школе.
Школьная неуспешность часто вызывает агрессию, чувство противоречия,
приводит к грубым нарушениям дисциплины, сопровождается страхами,
отрицательно сказывается на формировании личности и здоровье ребенка.
Школьная неуспешность конкретного ребенка может быть обусловлена

2

различными причинами, иметь разные последствия, и поэтому требует
тщательного обследования как самого ребенка, так и его ближайшего окружения.
Частой причиной учебной неуспешности учащихся являются слабая
сформированность метапредметных умений, а также существенные пробелы в
базовой предметной подготовке.
Неуспеваемость также
связана
с
индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с
наследственными факторами.
Диагностика учащихся с трудностями в учебной деятельности позволила
выявить причины затруднений:
•
слабая сформированность читательских навыков и навыков работы с
информацией;
•
слабая
сформированность
элементарных
математических
представлений (чувства числа, пространственных представлений, навыков
счета и т.п.);
•
слабая сформированность навыков самоорганизации, самокоррекции;
•
конкретные проблемы в предметной подготовке (неосвоенные
системообразующие элементы содержания, без владения которыми невозможно
понимание следующих тем; слабо сформированные предметные умения, навыки и
способы деятельности).
Цель программы:
•
исследование причин и корректировка образовательной деятельности на
основе результатов мониторинга неуспешности в обучении учащихся МБОУ
лицея №7 и формирование индивидуальной программы преодоления
неуспешности в обучении учащихся.
Задачи:
•
выявление признаков неуспешности в обучении учащихся и причин её
возникновения;
•
выстраивание системы оказания помощи ребенку при наличии у него
различных трудностей в обучении;
•
оказание помощи обучающимся в ликвидации пробелов в обучении;
•
учет индивидуальных особенностей детей с последующей адаптацией
учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка;
•
построение индивидуальных образовательных траекторий учащихся данной
категории;
•
организация работы с родителями по ликвидации неуспеваемости у
учащихся;
•
профилактика неуспеваемости среди учащихся.
Настоящая программа разработана на основании:
3

 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Локального акта №2/25 «Порядок работы с учащимися, имеющими
трудности в обучении в Муниципальном бюджетном образовательном
учреждении лицее № 7 имени маршала авиации А.Н. Ефимова»;
 Устава МБОУ лицея №7.

2.

Этапы реализации программы

1 этап
•

Организационный (сентябрь 2022г. – ноябрь 2022г.)

Создание и введение в деятельность школы программы:
неуспешности в обучении учащихся»

«Преодоление

2 этап
•
Технологический (основной) этап (декабрь 2022г. –август 2023г.) Отработка
методов, приемов, критериев, подходов в реализации программы:
«Преодоление неуспешности в обучении учащихся»
3 этап
•

Рефлексивный (обобщающий) этап (сентябрь 2023г. -декабрь 2023 г.)

3.
Структура работы с учащимися, с высокими рисками неуспешности в
обучении МБОУ лицея №7

Проблема преодоления неуспешности может и должна решаться на
создаваемом школой фундаменте отношений, обеспечивающих формирование у
каждого ученика оптимистического взгляда на все, что с ним происходит, на
жизнь как высшую ценность. Каждый учитель в процессе своей педагогической
деятельности встречает немало учащихся, которые являются неуспешными. Без
эффективной комплексной работы невозможно решить данную проблему.
Поэтому в работе по преодолению неуспешности каждого обучающегося должны
быть задействованы все субъекты образовательного процесса.

4

3.1.

Урочная деятельность

Цель: достижение учащимися образовательных результатов (предметных,
метапредметных, личностных).
Задачи:
•
формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному
процессу;
•
формирование общеучебных знаний, умений, навыков;
•
развитие коммуникативного общения;
•
привитие обучающимся практических навыков;
•
использование занимательных материалов по предмету;
•
развитие интереса к предмету;
•
развитие навыков самообучения, самовоспитания, самореализации;
•
формирование творческих качеств
личности, развитие креативного
мышления;
•
повышение самооценки, уверенности, воспитание уверенности в себе и в
своих знаниях;
•
построение системы выявления группы «риска» через диагностику и
создание банка данных об уровне развития способности и успешности.
Формы работы:
 творческие задания;
 эвристические задания;
 самостоятельная работа;
 ролевые игры;
 индивидуальные занятия;
 дифференцированная работа;
 элементы исследовательской и поисковой деятельности;
 диагностика.
Такая организация учебного процесса способствует тому, что каждый урок
удовлетворяет стремление ребенка к развитию способностей, желание раскрыть
свою личность.
3.2.

Внеурочная деятельность

Цель: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации
каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей
активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное
5

время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной
гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к
жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи:
•
формирование личности самосовершенствующейся, обладающей
силой воли;
•
формирование веры ребенка в себя, повышение уровня самооценки;
•
обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения;
•
развитие коммуникативного общения;
•
формирование творческих качеств личности.
Формы работы:
 групповые и факультативные занятия;
 элективные курсы;
 занятия предметных кружков, заседание клубов;
 предметные недели;
 дни наук;
 цифровой БУМ;
 конкурсы;
 учебно-исследователькая деятельность;
 консультации;
 экскурсии;
 встречи;
 диагностика.
3.3.

Социально-психологическая служба

Цель: обеспечение каждого ребенка индивидуальной траекторией развития с
учетом его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей.
Причины неуспешности во многом зависят от индивидуальных психологических
особенностей личности обучающегося.
Задачи:
•
поиск и развитие индивидуальных особенностей ребенка;
•
формирование положительной Я-концепции личности ребенка;
•
формирование доминанты самосовершенствования личности;
•
формирование умений управлять собой, саморегуляции;

6

•
систематизация материала и
результатов
психологопедагогической диагностики.
Формы работы:
 диагностика;
 групповые и индивидуальные занятия;
 консультации;
 тренинги;
 ролевые игры;
 консилиумы.
Успешность или неуспешность ребенка в дальнейшей деятельности напрямую
связана с его психологическим здоровьем.
3.4.

Родители (законные представители)

Работа, направленная на развитие личности обучающегося, становится
действительной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и
воспитания вовлечены родители.
Задачи:
•
формирование высоконравственного отношения личности к себе;
•
осуществление деятельностного подхода в организации жизнедеятельности
ребенка, формирование его социальной активности;
•
подготовка ребенка к жизненному самоопределению;
•
самосовершенствующейся, обладающей силой воли;
•
формирование веры ребенка в себя, повышение уровня самооценки через
принятие его позиций.
Формы работы:
учитель - родитель
 собрания;
 консультации;
 праздники;
 семейные гостиные;
 тематические вечера;
 лектории;
 игровые программы;
 семейные конкурсы;
 встречи родитель – ребенок;
 беседы;
 семейные конкурсы;
 дни творчества детей и их родителей;
7

 викторины;
 тренинги;
 информационные часы;
 совместная творческая деятельность.
Такая работа необходима, она помогает предвидеть все проблемы, с которыми
может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.
Учитель, психолог, родители (законные представители) должны стать
единомышленниками, объединенными единой целью – сделать жизнь учащихся и
в школе, и в семье теплее, лучше, добрее, увереннее.
4.

Аналитико – прогностическое обоснование программы

слабая
сформированность
читательских
навыков
и
навыков работы с
информацией (%)
38

слабая
сформированность
элементарных
математических
представлений(%)

слабая
сформированность
навыков
самоорганизации,
самокоррекции(%)

конкретные
проблемы
предметной
подготовке (%)

26

21

17

в

Проведенный мониторинг по выявлению затруднений в обучении учащихся с
высокими рисками учебной неуспешности выявил высокий показатель
несформированности читательских навыков.

5.

Работа с родителями детей с высокими рисками учебной неуспешности

•

Психологическое сопровождение родителей (законных представителей)

•
Инструктирование
родителей
(законных
представителей)
о
систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10
минут в день)
•
Совместная практическая деятельность неуспевающего ребенка и родителей
(законных представителей)
•
Поддержка родителей (законных представителей) неуспевающих детей на
уровне МБОУ лицея №7.

8

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают
родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того,
чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные
формы общения:








6.

круглые столы;
информационно-практические беседы;
информационные лектории с элементами практикума;
обучающие семинары;
творческие лаборатории родителей (законных представителей);
родительские педагогические тренинги;
родительско-ученические мероприятия;

Основные мероприятия по реализации программы
Мероприятия

Срок

1. Проведение мониторинга знаний учащихся Каждую
по основным разделам учебного материала с четверть
целью определения фактического уровня
знаний детей и выявления в знаниях учеников
пробелов, которые требуют быстрой
ликвидации (текущие контрольные,
муниципальные(диагностические)
контрольные работы).
2. Установление причин отставания
неуспевающих учащихся через беседы со
школьными специалистами: классным
руководителем, встречи с отдельными
родителями и учащимися, показывающими
слабые знания.

Ответственные

Учителяпредметники

По результатам Учителячетверти
предметники

3. Составление индивидуального плана Сентябрь
Учителяработы по ликвидации пробелов в знаниях 2022г.
предметники
неуспевающего на текущую четверть.
Октябрь 2022
Декабрь2022г.
Март
2023г.
Май 2023г.

9

4. Используя дифференцированный подход Постоянно
при организации самостоятельной работы на
уроке, включать посильные индивидуальные
задания
неуспевающим
ученикам,
фиксировать это в плане урока.

Учителяпредметники

5. Вести обязательный тематический учет Постоянно
Учителязнаний
предметники
неуспевающих учащихся (диагностические
карты)
6.
Отражать
индивидуальную
работу Постоянно
Учителянеуспевающими учащимися в рабочих или
предметники
специальных тетрадях по предмету.
Индивидуальная работа предметных МО, учителей-предметников
неуспевающими учащимися
1. Разработка руководителями предметных Сентябрь2022г. Руководители
МО
методических
рекомендаций
по Октябрь 2022г. МО
ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Декабрь 2022г.
Март
2023г.
Май 2023г.
2. Составление плана мероприятий МО по Сентябрь
организации индивидуальной работы с 2022г.
учащимися.
Август 2023г.

Руководители
МО

3.
Выявление
учащихся,
сильно Постоянно
выделяющихся (в слабую сторону) на фоне
всего класса.

Учителяпредметники

4. Определение причин неуспешности По факту
обучения
учащегося по предмету.
5. Осуществление диагностики знаний По четвертям
учащегося.

Учителяпредметники

6.
Составление
индивидуальных По факту
диагностических карт и
планов работы.
7. Подбор дидактического материала.
Постоянно

Учителяпредметники

Учителяпредметники

Учителяпредметники
10

8. Организация индивидуальной работы с Постоянно
неуспевающим учеником в урочное и
внеурочное время.
9. Информирование классного руководителя Постоянно
или непосредственно родителей (законных
представителей) о результатах обучения
учащегося.

Учителяпредметники

10. Отчёт учителя-предметника по работе с По четвертям
неуспевающими учащимися

Руководители
МО, учителяпредметники

Классный
руководитель,
Учителяпредметники

Работа классного руководителя с неуспевающими учащимися
1. Выявление причины неуспеваемости Постоянно
учащегося через индивидуальные беседы.

Классные
руководители

2.
Посещения
учащегося.

Классные
руководители,
соц. педагог
Классные
руководители,
учителяпредметники

семьи

неуспевающего В течение года

3. Работа с учителями-предметниками по По плану ВШК
проблемам неуспевающих учащихся.

4. Проведение индивидуальных бесед с Постоянно
учащимся с целью выявления социальных
проблем учащегося.
5. Контроль посещения уроков
Ежедневно
неуспевающими учащимися (в случае
систематических пропусков без
уважительной причины постановка на
внутришкольный
контроль).

Классные
руководители

6. Индивидуальные беседы с родителями по В течение года
развитию их ребенка.

Классные
руководители

Классные
руководители

11

7. Отчет классного руководителя по работе с
неуспевающими учащимися.

По четвертям

Классные
руководители

Работа заместителя директора
1. Составление списка слабоуспевающих и По результатам
неуспевающих
четверти
учащихся.
2.
Собеседование
с
классными Постоянно
руководителями по поводу согласования и
уточнения списка слабоуспевающих и
неуспевающих
учащихся.
Выяснение
причины их отставания.

Информацию
предоставляют
классные
руководители.

3.
Собеседование
с
учителями
- По
итогам Учителя
предметниками
по
согласованию
и четверти
предметники
уточнению индивидуальных планов работы
со слабоуспевающими и неуспевающими
учащимися.
В план учителю включить обязательно:
1. Индивидуальную работу по ликвидации
пробелов.
2. Ведение тематического
слабых детей.
3.Ведение
работ
с
индивидуальных заданий.

учета

знаний

отражением

4. Собеседования с учителями по итогам По
итогам Учителя
четверти
с
просмотром
ведения четверти
предметники
тематического учета знаний и тетрадей с
результатами индивидуальной работы с
ребенком.
5. Индивидуальные беседы с учителями о Согласно
состоянии дел у неуспевающих учащихся по графика
результатам проведенных контрольных работ
(выборочно).

12

Работа педагога - психолога с неуспевающими
1. Изучение индивидуальных особенностей Сентябрь
неуспевающих учащихся
2022г.– ноябрь
2022г.
(111классы),
2. Наблюдение за характером работы ученика Постоянно
на уроке

3. Определение поведенческих особенностей Постоянно
учебной
деятельности
неуспевающего
ученика
4. Ознакомление родителей (законных Декабрь2022г.,
представителей) и педагогов с результатами май
2022г.,
исследований
ноябрь 2022г.
5. Составление рекомендаций для родителей По
(законных представителей), учащихся и
необходимости
педагогов.
6. Индивидуальная и групповая работа с Постоянно
учащимися по развитию познавательных
процессов
Деятельности родителей (законных представителей)
1. Контролировать выполнения домашнего Ежедневно
задания учеником, его посещаемость уроков.
1. Оказывать помощь ребенку в случае его По
длительного отсутствия по болезни или необходимости,
другим уважительным причинам в освоении постоянно
пропущенного учебного материала путем
самостоятельных занятий или консультаций с
учителем- предметником;
Родители (законные представители) имеют:
13

 право посещать уроки, по которым
ученик показывает низкий результат;
 в случае затруднения обращаться за
помощью к классному руководителю,
администрации школы.

О контроле за выполнением данной программы
 Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, учителяпредметники, родители.
 Общий контроль за выполнением данной программы осуществляет
заместитель директора.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
2022 – 2023 учебный год
№п/п

Содержание
мероприятия

Форма проведения

Сроки

Организационные мероприятия
Согласование и
до 12.11.2022
уточнение списка с
классными
руководителями,
учителями
предметниками.
Собеседование,
до 12.11.2022
анкетирование учащихся.
Анализ состояния
здоровья учащихся

Ответственные

1

Учет и составление списка
слабоуспевающих и
неуспевающих учащихся по
итогам I четверти

Классные
руководители,
учителя
предметники

2

Установление причин
неуспеваемости через
встречи с родителями,
классными
руководителями,
обучающимися.
Составление
Согласование,
индивидуального плана
утверждение.
работы со слабоуспевающими

Зам. директора

3

и неуспевающими учащимися
по ликвидации пробелов в
знаниях

4

Составление графика
консультаций

5

Составление
диагностичекой карты
Использование
дифференцированного
подхода при организации
самостоятельной работы на
уроке, при подаче

6

Согласование,
утверждение

до 15.11. 2022
с дальнейшей
корректировкой
по мере
необходимости

Зам. директора,
учителя
предметники,
классные
руководители

Ноябрь

Зам. директора,
учителя
предметники
Учителя
предметники
Учителя
предметники

Ноябрь
Создание банка
дифференцированных
заданий

В течение года

14

домашнего задания
1

2

3

1

2

Проведение семинара по
выявлению причин низкой
успеваемости отдельных
учащихся
Система работы учителя со
слабоуспевающими детьми

Мероприятия с учителями
Выступление,
ноябрь, 3
обсуждение
неделя
Семинары – практикумы Январь, март
по распространению
лучшего опыта работы со
слабоуспевающими
детьми
Беседа
В течение года

Организация
индивидуальных
консультаций для учителей,
испытывающих
затруднения при работе с
неуспевающими
обучающимися
Мероприятия с учащимися
Выявление причин
Анкетирование и
Ноябрь
«неуспешности» учащихся
педагогические
наблюдения. Методика
«Анализ причин
неуспеваемости
обучающегося»,
«Мотивация учения»,
«Отношение к учебе по
отдельным предметам»
Состояние учебных дел
Беседа с учащимися «Что В течение года
слабоуспевающих учащихся
мне мешает учиться?”

3

Ведение тематического учета
знаний неуспевающих
учащихся класса.

Выставление оценок в
журнал, дневник
обучающегося

Ежемесячно

4

Отражение индивидуальной
работы в рабочих или
специальных тетрадях по
предмету.

Регулярная проверка
рабочих тетрадей
неуспевающих учащихся

Ежемесячно

5

Контроль посещаемости
слабоуспевающих
учащихся

Сбор информации о
причинах пропуска

Ежедневно

1

2

Мероприятия с родителями (законными представителями)
Педагогические
Индивидуальная работа с По мере
консультации: «Как помочь родителями
необходимости
ребенку учиться?»
Родительское собрание
«Как помочь подростку в
самовоспитании?»

декабрь

Руководители
МО
Руководители
МО

Руководители
МО

Классные
руководители

Классные
руководители,
учителя
предметники
Учителя
предметники,
классные
руководители
Учителя
предметники

Классные
руководители

Классные
руководители,
учителя
предметники
Зам директора

15

3

4

5

6

1

Приглашение родителей
(законных представителей)
на уроки с целью:
определить
интеллектуальный уровень
ребёнка на фоне классного
коллектива
Изучение и посещение
семей

В течение года

Классные
руководители,
учителя
предметники

Информация о семье для В течение года
решения
оперативных
педагогических задач
Заседания
В течение года
Совета по профилактике

Классные
руководители

Состояние учебной
деятельности
слабоуспевающих
учащихся
Разработка памяток по
ноябрь
предупреждению
неуспеваемости
Мероприятия по обеспечению контроля
Проведение контрольного
Декабрь,
среза знаний учащихся класса
апрель

Зам директора

Опрос слабоуспевающих
(накопление оценок)
Проверка дневников
учащихся

Ежемесячно

Зам директора

по основным разделам
учебного материала обучения.
Цель:
а) Определение
фактического уровня
знаний детей.
б) Выявление в знаниях
учеников пробелов, которые
требуют быстрой ликвидации

2
3

4

5

6

6

Использование
дифференцированного
подхода при организации
самостоятельной работы на
уроке
Работа учителей
предметников с
индивидуальными планами
по работе с неуспевающими
детьми
Выяснение причин
опозданий и пропусков
Организация повторения в
конце года.

Проверка
классных
журналов
Запись домашних
заданий, контроль со
стороны родителей
(законных
представителей)
Посещение уроков,
проверка поурочных
планов учителей,
тетрадей с результатами
индивидуальной работы
Текущий контроль

Ежемесячно

Зам директора

Ежемесячно

Зам директора

1 раз в четверть

Зам директора

1 раз в четверть

Зам директора,
рук.
МО
учителей
предметников

Текущий контроль

В течение года

Текущий контроль

Апрель

Зам директора,
рук. МО
классных
руководителей
Зам директора

16

7.

Ожидаемый результат реализации программы

После реализации программы «Преодоление неуспешности
учащихся» в МБОУ лицее №7 произойдут следующие изменения:

в

обучении

 Достижение учащихся с рисками учебной неуспешности результатов
освоения образовательной программы;
 Формирование совокупности у учащихся данной категории «универсальных
учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность
личности к саморазвитию и самосовершенствованию. Положительные
отметки за четвертные и полугодовые периоды.
 Успешная социально-психологическая адаптация детей с высокими
рисками неуспешности в обучении, в образовательной среде, социуме
Проблема
обучении

в Методика работы

Слабая
сформированност
ь читательских
навыков и
навыков работы с
информацией

Особое внимание
решению данной
проблемы уделено
начальной школе, т.к.
она является основой
развития устойчивого
интереса к литературе.
Педагогическим
условием
формирования основ
читательской
компетентности
младших школьников
является поэтапное
формирование
читательских умений
от первого до
четвертого класса.
Механизмом
формирования
читательской
компетентности на всех
этапах выступает
технология
продуктивного чтения,
интегрированная с

Индикатор
Декабрь 2022 г

Индикатор
2023

Ноябрь

Доля учащихся,
продемонстрир
овавших
повышение
результатов
сформированно
сти
читательских
навыков и
навыков работы
с информацией
на 8 %

Доля учащихся,
продемонстрировавш
и х повышение
результатов
сформированности
читательских навыков
и навыков работы с
информацией на15 %

17

Слабая
сформированност
ь элементарных
математических
представлений
(чувства числа,
пространственны
х представлений,
навыков счета и
т.п.)

Слабая
сформированност
ь навыков
самоорганизации,
самокоррекции

элементами различных
педагогических
технологий,
направленных на
поэтапное
формирование
читательских умений и
знаний.
Для
формирования
математических
представлений у
учащихся необходимо:
-использовать
способность детей к
восприятию формы
начиная,
формирование
пространственных
представлений;
-при знакомстве
учеников
с
геометрическими
фигурами
следует
опираться
не только
на
зрительное восприятие
образа ребенком, но и
на все другие
анализаторы;
- придерживаясь
последовательности изучения
геометрического
материала в начальной
школе,
предусмотренного
учебными программам
Использовать игровые
задания, которые дают
возможность
работать на уровне
подсознания

Доля
учащихся,
продемонстрир
овавших
повышения
сформированно
сти
элементарных
математически
х
представлений
от
общей
численности
неуспешных
учащихся на 6
%.

Доля
учащихся,
продемонстрировавш
и х повышения
сформированности
элементарных
математических
представлений
от
общей численности
неуспешных
учащихся на 10 %.

Доля учащихся,
продемонстрир
овавших
повышение
навыков
самоорганизаци
и от общей

Доля учащихся,
продемонстрировавш
их повышение
навыков
самоорганизации от
общей численности
неуспешных
18

численности
неуспешных
учащихся на 10
%
Конкретные
Стимулировать
Доля учащихся,
проблемы
в вопросы учеников при продемонстрир
предметной
затруднениях
в овавших
подготовке
усвоении
нового повышение
(неосвоенные
материала.
результата
обучения
по
системообразующ
итогам
и е элементы
учебного года
содержания, без
от
общей
владения
численности
которыми
неуспешных
невозможно
учащихся 7 %
понимание
следующих тем
слабо
сформированные
предметные
умения, навыки и
способы
деятельности).Об
ращаться с
вопросами,
выясняющими
степень
понимания
учебного
материала

учащихся на 15%

Доля
учащихся,
продемонстрировавш
их
повышение
результата обучения
по итогам учебного
года
от
общей
численности
неуспешных
учащихся 12%

Планируемый результат:





Ликвидация неуспеваемости .
Повышение уровня ЗУН учащихся.
Повышение качества знаний учащихся.
Повышение мотивации к учению.

19

8. Приложения

Приложение № 1

Выявление причин неуспеваемости.
В практической работе учителей целью является установление причин
неуспеваемости. Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые
непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных
оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно
бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение
домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Это, по сути дела, акты
поведения ученика, его поступки. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на
этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие
обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки.
Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его
недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его
конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных
причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного
ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более
глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем.
Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:










пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета
умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы
изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые
практические действия;
пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп
работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть
необходимым объемом знаний, умений и навыков;
недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не
позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость,
организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
ученик не может воспроизвести определения понятий, формул,
доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового
текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.
Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих
вопросов.
трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе,
эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:

20









слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического
здоровья являются причиной учебной неуспешности (по некоторым
данным, это 78% случаев);
несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность
требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме можно
выполнять несколькими способами, но не все они будут эффективными.
Если психолого-педагогические навыки успешной учебной деятельности не
выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без
предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на
неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они
могут закрепиться и привести к отставанию в учебе;
недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей
развития мышления. Полное усвоение школьной программы предполагает
обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать,
обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже
сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на
его отношение к учебе и школе;
недостаточное развитие мотивационной сферы.

Причины недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление
этих причин – дело трудоемкое.
Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических
методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных
способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их
обучения.
Таблица 1.
Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости
Характер проявления
Низкий
уровень
развития Неправильно
сформировавшееся
учебной мотивации (ничто не отношение к учению, непонимание его
побуждает учиться). Влияют:
общественной значимости.
Нет стремления быть успешным в учебной
 обстоятельства
жизни деятельности
(отсутствует
ребенка в семье;
заинтересованность в получении хороших
 взаимоотношения
с отметок,
вполне
устраивают
окружающими
удовлетворительные)
взрослыми
Интеллектуальная пассивность
как результат неправильного
воспитания.
Интеллектуально
пассивные
учащиеся – те, которые не
имели ни правильных условий

При выполнении учебного задания,
требующего
активной
мыслительной
работы, отсутствует стремление его понять
и осмыслить.
Вместо
активного
размышления
–
использование различных обходных путей:
21

для умственного развития, ни
достаточной
практики
интеллектуальной
деятельности,
у
них
отсутствуют интеллектуальные
умения, знания и навыки, на
основе которых педагог строит
обучение
Неправильные навыки учебной
работы – со стороны педагога
нет должного контроля над
способами и приемами ее
выполнения

Неправильно
сформировавшееся отношение
к учебному труду:




пробелы в воспитании
(нет
постоянных
трудовых обязанностей,
не приучены выполнять
их
аккуратно,
не
предъявлялось
строгих
требований к качеству
работы;
избалованные,
неорганизованные
учащиеся);
неправильная
организация
учебной
деятельности в ОУ

Отсутствие или слабое развитие
учебных и познавательных
интересов – недостаточное
внимание к этой проблеме со
стороны педагогов и родителей

зазубривание,
списывание,
подсказки
товарищей,
угадывание
правильных
вариантов ответа.
Интеллектуальная пассивность может
проявляться как избирательно в отношении
учебных предметов, так и во всей учебной
работе. Вне учебных занятий многие из
таких учащихся действуют умнее, активнее
и сообразительнее, чем в учении
Учащиеся не умеют учиться, не умеют
самостоятельно работать, потому что
пользуются малоэффективными способами
учебной работы, которые требуют от них
значительной траты лишнего времени и
труда: заучивают текст, не выделяя
логических частей; начинают выполнять
практические
задания
раньше,
чем
выучивают правило, для применения
которого эти задания задаются; не
проверяют свои работы или не умеют
проверять; выполняют работу в медленном
темпе
Нежелание
выполнять
не
очень
интересное, скучное, трудное, отнимающее
много времени задание.
Небрежность и недобросовестность в
выполнении учебных обязанностей.
Невыполненные
или
частично
выполненные домашние задания.
Неаккуратное обращение с учебными
пособиями

Знания усваиваются без интереса, легко
становятся формальными, т. к. не отвечают
потребности в их приобретении, остаются
мертвым грузом, не используются, не
влияют на представления школьника об
22

(законных представителей)

окружающей действительности и не
побуждают к дальнейшей деятельности
Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно
назвать:




наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и
неудачи;
вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель
получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о
ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и
отвечает на их вопросы, иногда помогает.



Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию
творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба
школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим
образом:



тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков
(мониторинг);
диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у
учащихся;
диагностика индивидуальных способностей учащихся; тестирование
самооценки своих способностей.




Приложение № 2

Формирование положительного отношения
к учению у неуспевающих школьников
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к
активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы,
определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и
внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в
учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо
использовать все возможности учебного материала:






создавать проблемные ситуации;
активизировать самостоятельное мышление;
организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
выстраивать позитивные отношения с группой;
проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
23

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку
деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен
результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с
работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и
промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату
своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили
задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам,
которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые
поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.
Формирование положительного отношения к учению у неуспевающих
школьников можно распределить на этапы (табл. 2)
Таблица 2
Этапы формирования положительного отношения к учению
Формируемые 1-й этап
2-й этап
3-й этап
отношения
К содержанию Наиболее
Занимательный
Существенный,
учебного
легкий
материал,
важный,
но
не
материала
занимательный касающийся
привлекательный
материал,
сущности
материал
независимо от изучаемого
его важности,
значимости
К
процессу Действует
Ведущим
остается Ведущим становится
учения
учитель
– учитель,
ученик ученик,
учитель
(усвоения
ученик только участвует
в участвует в отдельных
знаний)
воспринимает отдельных звеньях звеньях процесса
процесса
К себе, своим Поощрение
Поощрение успехов Поощрение успехов в
силам
успехов
в в работе, требующей работе,
требующий
учебе,
не некоторых усилий
значительных усилий
требующей
усилий
К
учителю Подчеркнутая Доброжелательность, Использование
(коллективу)
объективность, внимание,
личное суждения наряду с
нейтралитет
расположение,
доброжелательностью,
помощь, сочувствие помощью и др.
Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном
этапе урока (табл. 3).
Таблица 3
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока
Виды помощи в учении
24

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Контроль
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у
подготовленности доски.
учащихся
Предложение учащимся примерного плана ответа.
Разрешение
пользоваться
наглядными
пособиями,
помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с
помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими
Изложение
нового материала учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке
приборов, опытов и т. д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном
обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути
проблемы, высказанной сильным учеником
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных
Самостоятельная заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание,
работа учащихся выполненное ранее.
на уроке
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или иное
правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для
решения задач, упражнений.
Инструктирование о рациональных путях выполнения
заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование
самостоятельных
действий
слабоуспевающих.
Более тщательный контроль их деятельности, указание на
ошибки, проверка, исправления
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной
системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Организация
самостоятельной Более подробное объяснение последовательности выполнения
работы вне класса задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование
карточек-консультаций, карточек с направляющим планом
действий
Очень важный этап при работе с такими детьми
– профилактика неуспеваемости
Таблица 4
Профилактика неуспеваемости
25

Этапы урока

Акценты в обучении
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно
вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.
Контроль
подготовленности Тщательно анализировать и систематизировать ошибки,
допускаемые учениками в устных ответах, письменных
учащихся
работах,
выявить
типичные
для
класса
и
концентрировать
внимание
на
их
устранении.
Контролировать
усвоение
материала
учениками,
пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или
раздела обобщить итоги усвоения основных понятий,
законов, правил, умений и навыков, выявить причины
отставания
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания
учащимися основных элементов излагаемого материала.
Изложение
нового материала Стимулировать вопросы со стороны учащихся при
затруднениях в усвоении учебного материала. Применять
средства поддержания интереса к усвоению знаний.
Обеспечивать
разнообразие
методов
обучения,
позволяющих всем учащимся активно усваивать
материал
Подбирать для самостоятельной работы задания по
Самостоятельная наиболее существенным, сложным и трудным разделам
работа учащихся учебного материала. Стремиться меньшим числом
упражнений, но поданных в определенной системе
на уроке
достичь большего эффекта. Включать в содержание
самостоятельной работы упражнения по устранению
ошибок, допущенных при ответах
и в письменных работах. Инструктировать о порядке
выполнения
работы.
Стимулировать
постановку
вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной
работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе,
всемерно развивать их самостоятельность. Учить
умениям планировать работу, выполняя ее в должном
темпе, и осуществлять контроль
Организация
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение
самостоятельной пройденного, концентрируя внимание на наиболее
работы вне класса существенных элементах программы, вызывающих
обычно наибольшие затруднения. Систематически давать
домашние задания по работе над типичными ошибками.
Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения
домашних работ, проверять понимание этих инструкций
школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с
другими учителями класса, исключая перегрузку,
особенно слабоуспевающих учеников
26

Успешность в достижения цели предполагает наличие:
1.Профессионализма членов педагогического коллектива.
2. Знания возрастных особенностей учащихся.
3. Заинтересованность педагогов в своем труде
Требования к учителю, работающему с проблемными детьми








создавай в классе благоприятный психологический климат
не раздражайся, будь терпелив и настойчив
требуя, учитывай реальные возможности ученика
каждому ученику- индивидуальный подход; дозированный темп и объем
работы
учитывай зоны ближайшего развития, постепенно увеличивай и усложняй
нагрузку
учи посильным приемам регуляции поведения
диагностика по всем вопросам изучения развития личности и ее
продуктивность – залог успешного обучения

Приложение № 3

Методические рекомендации для учителей
по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся.
I половина дня
Создаётся ли атмосфера доброжелательности в классе?
Разрешается ли уч-ся перед ответом у доски пользоваться
При опросе
пособиями? Дается ли план ответа, разрешается ли
пользоваться планом, составленным дома? Концентрируется ли
внимание на главных вопросах темы? Обращается ли внимание
на типичные ошибки уч-ся? Подбадривается ли уч-ся при
ответе создаётся ли ситуация успеха?
Доступен ли темп изложения для слабоуспевающих уч-ся?
Акцентируется ли внимание на главных моментах новой темы?
При
Выясняет ли учитель степень понимания материала
объяснении
слабоуспевающими уч-ся, стимулирует ли внимание уч-ся
нового
вопросами? Используются ли средства возбуждающие интерес
материала
к теме, ТСО, наглядность, сравнения… Вовлекаются ли уч-ся в
беседу?
Удачно ли подбираются упражнения для самостоятельной
Оказывается
ли
оперативная
помощь
В
ходе работы?
слабоуспевающим уч-ся в ходе самостоятельной работы?
упражнений
27

При выдаче д/з

Учитывается ли темп работы уч-ся? Приучаются ли ученики
осуществлять самоконтроль в ходе самостоятельной работы?
Насколько оптимален объём д/з? Скоординировано ли
домашнее задание с другими учителями (уроками)? Включает
ли д/з работу над ошибками? Осуществляет ли учитель
инструктаж о заполнении д/з, предупреждает ли о возможных
затруднениях? Подбираются ли индивидуальные задания для
слабоуспевающих учеников?

II половина дня
 Индивидуально-групповые занятия,
 Индивидуальные консультации уч-ся, родителей (законных представителей)
Диагностика уровня знаний является необходимым этапом в работе для
преодоления неуспеваемости. Учителю необходимо подготовить материалы,
учебные пособия, которые позволят выявить уровень знаний учащихся. Этому
может способствовать проведение обобщающего теста или проверочная работа по
всему материалу. Основными способами обнаружения отставаний служат:
наблюдение за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
вопросы учителя или его требования сформулировать то или иное положение;
обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных
работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности,
так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и
отвечает на их вопросы, иногда помогает. Проверка работы должна проводиться
после того, как все учащиеся в классе закончат работу, с тем, чтобы каждый
ученик получил возможность самостоятельно преодолеть трудности, возникшие в
процессе выполнения задания. Наряду с обычной организацией самостоятельных
работ, при которой ученик выполняет назначенный ему вариант, необходима и
особая их организация, создающая ситуации выбора заданий учащимися. Такие
ситуации особенно благоприятны для проявления внутренних отношений и
мотивов личности. Эти ситуации моделируются во многих научных
исследованиях, они могут и должны быть использованы, разумеется, в
упрощенном виде, и в диагностирующей деятельности учителя. Признаки
отставаний тесно связаны со способами их обнаружения: то или другое
проявление отставания только в том-случае может расцениваться как признак,
если имеется доступный для применения на уроке способ его обнаружения.
1

Воспитывать у уч-ся личное осознание важности и необходимости
продвижения вперед по пути расширения своих знаний, что является
важным звеном в повышении эффективности обучения.

2

Разнообразить методы и способы обучения,
направляя их на
индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, на активизацию
мыслительной деятельности уч-ся. Использовать в работе современные
технологии обучения с выделением гуманно-личностных технологий.
28

3

Текущий контроль должен иметь комплексный характер, своевременно
высвечивающий отставания и пробелы в знаниях уч-ся и опирающийся на
самопроверку и взаимопроверку уровня знаний.

4

Эффективность обучения, характер отношения ученика к учебной
деятельности зависят от его активности жизненной позиции. Воспитывая её,
необходимо учитывать обязательную взаимосвязь всех структурных звеньев
образовательного процесса, оказывающих воздействие на личность уч-ся ;
учитывать важность создания в процессе «ситуации успеха» для понимания
учеником своих достоинств. Ученик, не достигший в школе успеха,
становится неудачником. Поэтому жизнь ученика в школе: уроки,
внеклассные мероприятия должны быть такими интересными, чтобы
каждому ребенку захотелось принять участие в них, чтобы работа ученика
была самостоятельной, творческой.

Приложение № 4
ПАМЯТКИ
Памятка по оказанию дифференцированной помощи

учащимся со слабым развитием мыслительной деятельности
Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной
деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные
занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти,
отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения;
занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или
работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими
детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать
родителей (законных представителей) в школу – ученики сами болезненно
переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой,
пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к
активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы,
определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и
внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в
учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо
использовать все возможности учебного материала:
 создавать проблемные ситуации;
 активизировать самостоятельное мышление;
 организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
 выстраивать позитивные отношения с группой;
 проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
29

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на
самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты
удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо
справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая
достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к
процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили
материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные
задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать
такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного
осуждения и критики. Этой группе неуспевающих детей рекомендуют
упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение "Самое главное"
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им
предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного
материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то
"секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все
участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и
лучшие ответы.
Упражнение "Моментальное фото"
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени
школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое
внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации.
Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут
вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают
результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Упражнение "Лучший вопрос"
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный
вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него
как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д.
Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех
ответил и был самым активным.
Упражнение "Пересказ по кругу"
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в
центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с
которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке
каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст
еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было
Памятка
по оказанию дифференцированной помощи учащимся
не желающим учиться
30

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя
личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы
находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо
всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к
поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно
сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.
Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации
деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?
Задача педагога в этом случае:




помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
развивать ответственность;
поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая
позитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития
внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать
все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для
того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы
обучения. Это:





решение проблемных ситуаций;
использование исследовательского подхода при изучении учебного
материала;
связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
организация сотрудничества, использование командных форм работы и
методов деятельности, построенных на соревновании с периодической
сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление,
индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая,
запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями
ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся,
испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях,
которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения
мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.
"Пиктограмма, или Пляшущие человечки"
Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После
показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение,
которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое
изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления
слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова
31

зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания
ограничивается по времени.
Пример набора слов и словосочетаний:












Веселый праздник
Тяжелая работа
Развитие
Вкусный ужин
Смелый поступок
Болезнь
Счастье
Разлука
Дружба
Темная ночь
Печаль.

Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40
мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить
соответствующие слова и словосочетания.
При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных
слов.
Приложение № 5

АНКЕТЫ
Анкета
(анализ причин неуспеваемости учащихся)
1. Ученик____________________________ класс______ школа________
2. Состояние здоровья:

Слабое

Удовлетворительное

Хорошее
3. Успеваемость в начальной школе и в последующих классах, повторные годы обучения
4. Предметы, по которым возникла неуспеваемость:_____________________
___________________________________________________________________
5. Причины неуспеваемости по мнению учителя_________________________
___________________________________________________________________
6. Причины неуспеваемости по мнению ученика_________________________
___________________________________________________________________
7. Знание учеником критериев оценивания______________________________
8. Понимание изучаемого материала на уроках

Умение концентрировать внимание_______________________________

Оперативное (быстрое) запоминание______________________________

Умение повторить изложенное

Умение самостоятельно выполнять задания на уроках
9. Уровень развития учебных умений:

Чтение_______________________________________________________
32

Письмо_______________________________________________________
Счет_________________________________________________________

Речь_________________________________________________________

Понимание прочитанного_______________________________________

Умение преобразовать учебную информацию (выделение главного, систематизация,
составление моделей информации)_________________

Владение приемами развития памяти______________________________

Уровень ответов без конспектов__________________________________

Владение методами выполнения творческих заданий (сравнение, определение причин и
следствий, взаимосвязь, планирование деятельности)
10. Посещение дополнительных занятий:

По предметам__________________________________________________

Виды учебной деятельности на занятиях___________________________

Самостоятельные дополнительные занятия_________________________
11. Выполнение домашних заданий:

Частота выполнения домашних занятий____________________________

Причин отсутствия домашних занятий_____________________________

Последовательность выполнения домашних заданий_________________
_________________________________________________________________

виды учебной деятельности, которые вызывают затруднения__________
_________________________________________________________________



виды помощи при выполнении домашнего задания___________________
_________________________________________________________________
12. Дополнительные занятия в каникулярное время:

Предметы_____________________________________________________

Виды занятий__________________________________________________


АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Изучение отношения учащихся к учебным предметам
Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета
укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или
интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты
ответов.
I. Необходимые предметы
II. Интересные предметы
I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:
1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни
общества.
3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в
будущей профессии.
4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
5. Этот предмет учит разбираться в жизни.
6. Этот предмет считают значимым мои родители.
7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
8. Этот предмет будет в итоговом тестировании.
II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:
33

Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
Интересно выяснять причины событий.
Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические
работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать
с ними перед классом.
7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить
исследование.
8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.
9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко.
10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.
11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.
12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно
мыслить.
1.
2.
3.
4.
5.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение доминирующих мотивов учения
Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо
знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения.
Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива указанный балл.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
Хочу закончить школу и учиться дальше
Понимаю, что знания мне нужны для будущего
Хочу быть культурным и развитым человеком
Хочу получать хорошие отметки
Хочу получать одобрение родителей (законных представителей)
Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
Хочу быть лучшим учеником в классе
Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе
11. Мне нравится учиться
12. Люблю узнавать новое
13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать
16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи

Мотивы обучения:







мотив долга и ответственности – № 1;
мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
мотивы собственного благополучия – № 5–7;
мотивы престижности – № 8–10;
мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.

34

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение мотивации к предметам
Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых
в школе предметов.
Предмет
 Информатика
 Астрономия
 Экология
 Физкультура
 ОБЖ
 Черчение
 Экономика
 Обществознание
 Математика Мотивы:
 Интересное содержание предмета
 Интересное преподавание
 Предмет имеет практическое значение
 Уважаю учителя
 Хотел бы получать дополнительные знания
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
«Определение школьной успешности ученика»
( с точки зрения ученика и учителя).
1. Степень работоспособности на уроке: ( подчеркните нужную цифру).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Внимание на уроке:постоянно высокое, переменно высокое, часто отвлекается
не может сконцентрировать внимание.
3.Задания на уроке выполняет: в полном объеме, по желанию, когда задания интересные,
когда задания легкие, когда задания понятные, когда задания оригинальные и требуют
творческого подхода, частично, изредка.
4.Внимательно слушает объяснения учителя.
5
Задает интересные вопросы.
6
В письменных и устных текстах высказывает оригинальные суждения.
7
С удовольствием выполняет творческие задания.
8
Посещает предметный факультатив
10.. Понимает предмет: глубоко, поверхностно, частично, плохо.
11. В микрогрупповой работе: играет роль лидера, пассивен, активно участвует в
обсуждениях
12. С удовольствием: отвечает у доски, выполняет творческие задания. Выполняет
письменные работы.
13. Считает, что знает предмет: глубоко, нормально, недостаточно.
14. Нравится получать по предмету высокие отметки.
15. Переживает , если учитель недоволен моими школьными успехами.
16. Нуждаюсь, в специальной помощи учителя, поскольку не успеваю за темпом изучения
материала.
17. Я могу выполнить задания: любой сложности, достаточно сложные, задания средней
сложности, просты задания.
18. Я люблю решать учебные задания и выполнять их: Самостоятельно, с помощью
родителей (законных представителей), с помощью учителя, совместно с ребятами из класса.
35

19. Поведение на уроках: дисциплинирован, редкие нарушения дисциплины. Ученику
доставляет удовольствие выводить учителя из равновесия, ученик ведет себя вызывающе,
грубит на уроках.
20.С удовольствием помогает учителю в качестве ассистента. Помощника.
21. Любит советоваться с учителем по разным жизненным и проблемным вопросам.
Приложение № 6

Приложение № 7

График
индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
____ класса по _______________________________________
МБОУ лицея №7
на 20__ – 20__ учебный год
№
п/п

Список
учащихся

Дни недели
Понедельн. Вторник
Среда

Четверг

Пятница

Учитель __________________________
предмет

Ф.И.О.____________________________ Подпись___________

Приложение № 8

Индивидуальная карта слабоуспевающего обучающегося _________ класса
МБОУ лицея №7
на 20__ – 20__ учебный год
Ф И учащегося ____________________________________________________________________
Класс _____________________________________________________________________________
Предмет __________________________________________________________________________
Причина неуспеваемости ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Учитель ___________________________________________________________________________

36

Подпись
учащегося,
родителя

Отмет
ка

%
выпол
нения

Что задано

Пробелы в знаниях

Дата прове
дения индиви
дуальных
занятий
Формы
ликвидации
пробелов

№

1
2
3
4
5
6
Приложение № 9

Список неуспевающих и слабоуспевающих учащихся
МБОУ лицея №7
20__ – 20__ учебный год
№

Фамилия, имя
неуспевающего

Класс

Предмет

Учитель

1
2
3
4
5
Приложение № 10

Выполнение домашних заданий неуспевающими и слабоуспевающими
учащимися
МБОУ лицея №7
20__ – 20__ учебный год
Ф.И. учащегося____________________________________________ Класс ___
Предмет _________________________ Учитель ____________________________________
Сроки контроля: с «____»______________ 20___ г. по «____»_____________ 20___ г.
Цель контроля: отслеживание систематичности выполнения домашних заданий
Неуспевающих или слабоуспевающих учащихся.
37

Дата
урока

выполнено
полностью

Выполнение домашнего задания
выполнено
не выполнено
частично

Примечание

Работа учителя за период контроля:
с учащимся _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
с классным руководителем __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
с родителями _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Подпись учителя_______________________
Приложение № 11

Проверка посещаемости занятий
неуспевающих и слабоуспевающих учащихся
МБОУ лицея №7
20__ – 20__ учебный год
Фамилия, имя учащегося - _____________________________________________________
Класс - ___ ______________________________________
Сроки проверки: с _______ по _______ 20__ г.
Цель проверки: упорядочение посещаемости занятий учащимся, склонным к пропуску
уроков без уважительных причин.
Дата

Пропущенные уроки

Причина

За период контроля пропущено ___ уроков,
из них по уважительной причине___ уроков, по неуважительной причине ___ уроков.
Беседы с родителями ____________________________________________________________
Проверку проводил ___________ _____________________
подпись

ФИО осуществляющего контроль

38

Приложение № 12

Промежуточный контроль успеваемости и посещаемости
неуспевающих и слабоуспевающих учащихся
МБОУ лицея №7
20__ – 20__ учебный год
Фамилия, имя учащегося ______________________________________________
Класс_____________
Классный руководитель __________________________________________
Период, за который проводится контроль:
с «_____»___________по «_____»_______________ 20 __г.
Предметы

Количество
уроков за период
контроля

Количество
пропущенных
уроков

Оценки за период
контроля (включая к/р)

Оценки за
контрольные
работы

Подпись классного руководителя _________________

39

Приложение № 13
ОТЧЕТ
классного руководителя _____ «____» класса
о работе со слабоуспевающими учащимися за ______________ 201_г.
Количе
ство
учащих
ся
всего в
классе

Количество
слабоуспевающих
учащихся

Посещения на дому

Ф.И. с/у
учащегося

Дата
посещения

Классный руководитель «____» класса

Проведение
профилактических бесед
Ф.И. с/у
учащегося

Дата
проведения
беседы

Связь с учителямипредметниками, контроль
посещения доп. занятий по
предметам
Ф.И.О. учителя- Предмет
предметника

подпись

Результативность
работы со с/у
учащимися за
прошедший месяц

Ф.И.О.

Приложение № 14
ОТЧЕТ
учителя - предметника о работе со слабоуспевающими учащимися
по состоянию на __________________
Ф.И.О. ученика

Причины
неуспеваемости
(учитель указывает
самостоятельно
выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации
пробелов

Результат работы

40

Учитель _________________________Подпись_______________

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».